Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Кризис на границе Украины и России продолжается, пишет автор Helsingin Sanomat. Он сообщил о демонстрации живущих в Хельсинки украинцев, но не уточнил количество участников. Журналист посидел с ними в теплом кафе и поинтересовался, что они думают о "напряженной ситуации" и об угрозе войны. Москва спекуляции на эту тему отвергает.
В кафе библиотеки Oodiв центре Хельсинки собрались взволнованные украинцы, проживающие в Финляндии. Они боятся, что кризис на границе Украины и России перекинется на остальную Европу.
Пятого февраля украинские активисты провели в Хельсинки демонстрацию в поддержку Украины.
Трудно представить, что кризис может коснуться спокойных улиц Хельсинки. На фоне закатного солнца вырисовываются знакомые силуэты — здание парламента, Национальный музей и дворец "Финляндия".
Посетители теплого кафе болтают о своих делах за чашечкой кофе. Кто-то погрузился с головой в книгу.
Самый обычный день — правда, не все так просто, даже если мы здесь, в северной Европе. Ведь мы находимся в столице северо-западного соседа России, говорит работающий на стройке теолог Иван Приз.
"У вас сосед — Россия, у нас — тоже. Они могут сделать с вами то же самое, что и с нами".
В столичном регионе живет около двух тысяч человек, для которых украинский — родной язык. Многие переехали в Финляндию из-за работы.
Приз переехал в Финляндию из восточной Украины 20 лет назад — к жене. Его и сидящих рядом с ним украинцев напряженная ситуация беспокоит больше, чем когда бы то ни было, хотя страна уже несколько лет находится в тяжелой ситуации.
Давайте вспомним все по порядку.
В феврале-марте 2014 года после кровавой революции на Украине Россия оккупировала и присоединила к своей территории Крымский полуостров. Украинская Верховная рада отстранила от власти президента Виктора Януковича, имеющего пророссийские взгляды.
С тех пор украинские правительственные войска и поддерживаемые Россией сепаратисты вот уже восемь лет ведут военные действия в оккупированных Донецкой и Луганской областях на востоке Украины, в "народных республиках", независимость которых не признало ни одно государство.
В войне на востоке Украины погибло около 15 тысяч человек, права и свободы людей, живущих в этих областях, были в разной степени ограничены.
В конце прошлого года ситуация усугубилась, когда Россия потребовала от военного альянса НАТО не расширяться на восток.
Сообщается о сосредоточении Россией войск на границе с Украиной, что эксперты расценивают как знак потенциально возможной атаки. Из-за угроз отношения с западными странами испортились.
По заявлениям Украины, Россия не раз угрожала бомбардировками и совершала кибератаки на интернет-сайты правительства. По мнению украинских чиновников, эти действия — часть гибридной войны России.
Угрозы бомбардировок хорошо знакомы фотографу Наде Федоровой из Киева. Она живет в Финляндии с супругом уже полгода из-за работы в сфере ИТ и ежедневно поддерживает связь с близкими на Украине.
"Людей эвакуируют из торговых центров и школ. Киберполиция Украины говорит, что угрозы поступают из России и с оккупированных территорий".
Угрозы обстрелов вызывают хаос и дестабилизируют экономику. Однако Россия опровергает заявления о своих намерениях атаковать и обвиняет Украину в агрессивных действиях.
Федорова говорит, что начинает свой день с новостей: начала ли Россия военные действия, в безопасности ли ее родственники?
"Эскалация конфликта — лишь вопрос времени", — говорит сидящий напротив Приз.
На Украине люди тоже ходят в библиотеки и кафе и не думают о войне постоянно. Но в то же время они представляют себе максимально негативный сценарий, говорит Василий Гуцул, председатель Товарищества украинцев в Финляндии, живущий в Хельсинки 35 лет.
Федорова приводит в пример своих родителей, которые готовятся к худшему, запасая продукты питания и лекарства. Украинцы ходят на курсы первой помощи.
Бывший профессиональный спортсмен, предприниматель Денис Первов тоже ежедневно говорит со своей матерью, работающей преподавателем. Первов — уроженец города Николаев на юге Украины, который находится недалеко от Одессы на побережье Черного моря. Он начал футбольную карьеру в городе Оулу в качестве вратаря в 2007 году.
"Моя мама говорит, что люди стараются жить нормальной жизнью, меньше рассуждать о политике и возможной войне. В школе введен обязательный курс гражданской обороны, так что даже маленькие дети знают, что нужно делать, когда слышишь сигнал тревоги".
Живущие в Финляндии украинцы хотели бы, чтобы финские политики заняли более конкретную позицию в нынешнем кризисе.
"Многие государства Европы уже сообщили, что готовы поддерживать Украину. Мы не слышали о таком желании от Финляндии", — говорит Гуцул.
Сидящие за столиком сходятся во взглядах на вопрос о вступлении в НАТО. Большинство эту идею поддерживают.
"Финляндия и Украина не смогут защитить себя самостоятельно. Нейтралитет с Россией не работает. Россию остановит только сильное государство и союзники. Сейчас у нас они есть", — поясняет Приз.
Федорова тоже разочарована поведением соседа.
"Мы предпочли мир и отказались от ядерного оружия в 1994 году в качестве гарантии безопасности, но Россия нарушила все условия, упомянутые в Будапештском меморандуме", — говорит она.
"Мы просто хотим получить возможность развивать свою страну без пистолета у нашего виска".
Автор: Сами Такала (Sami Takala)