Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор журнала Military Watch рассказывает о "недостатках" российского истребителя Су-35С, но поясняет, что они в принципе характерны для всех тяжелых истребителей. А некоторые из "недостатков" можно считать достоинствами по сравнению с мировыми аналогами.
Тяжелый истребитель для завоевания господства в воздухе Су-35С, поступивший на вооружение в 2014 году после продолжительной разработки, занявшей более четверти века, на сегодняшний день считается самым боеспособным из имеющихся у России на уровне эскадрильи и производится по сей день. Более 100 самолетов несут службу в ВВС России, и еще около 50 поставлены на экспорт. При этом в начале 2016 года эти самолеты впервые отправились за границу для защиты российских войск в Сирии и сдерживания возможных атак Запада или Турции. Как и большинство передовых российских истребителей, Су-35 создан на основе советского Су-27, однако его возможности значительно улучшены благодаря более мощному двигателю АЛ-41, планеру с расширенным использованием композитных материалов, а также принципиально новой авионике и датчикам.
Самолет особенно ценится за высокую маневренность на всех скоростях, большую продолжительность полета, намного опережающую западных конкурентов, а также мощный комплекс радиоэлектронной борьбы "Хибины-М" и ракеты большой дальности. И все же этот истребитель считается гораздо менее боеспособным, чем его преемник Су-57, который должен был поступить на вооружение примерно в 2015 году, но тоже столкнулся с длительными задержками. Способность Су-35 сражаться на выгодных условиях с передовыми зарубежными разработками все чаще ставится под сомнение. Ниже оцениваются основные недостатки Су-35.
Высокое радиолокационное сечение
Пожалуй, главное, чем отличаются истребители пятого поколения от передовых проектов четвертого – включая поколение "4++" вроде Су-35 – это использование планеров с очень малой площадью поперечного сечения. Это уменьшает заметность и обеспечивает повышенную живучесть против всевозможных атак из-за пределов видимости. Отсутствие малозаметности ограничивает жизнеспособность Су-35 в дальнейшем, поскольку над полями сражений XXIвека будут господствовать "невидимки". Очень вероятно, что Су-35 не сможет выстрелить первым по малозаметной цели – а сам, в свою очередь, подвергнется обстрелу с дальнего расстояния, будучи не в силах ответить. Способность Су-35 в роли подавления ПВО также будет значительно ограничена. На сегодняшний момент по всему миру на уровне эскадрильи развернуты всего два пилотируемых истребителя-"невидимки" – китайский J-20 и американский F-35. Таким образом, хотя Су-35 уступает им из-за большей заметности, это справедливо для самолетов всего мира, включая большинство серийных истребителей в Китае и США. Примечательно, что радиолокационное сечение Су-35 сравнительно низкое для тяжелого истребителя четвертого поколения: спереди оно составляет менее трети от своего предшественника Су-27.
Устарелые ракеты класса воздух – воздух (относительно)
В 1970-е годы основным недостатком советских истребителей было отсутствие загоризонтных ракет "воздух – воздух", сопоставимых с американскими AIM-7. Советская ракета Р-40, хоть и считалась самой боеспособной в мире, была слишком тяжелой для истребителей и применялась исключительно перехватчиками МиГ-25. Ситуация изменилась в начале-середине 1980-х, когда на вооружение начали поступать ракеты Р-27, – благодаря им истребители МиГ-29 и Су-27 получили значительное преимущество перед западными аналогами. Следующим шагом в гонке ракет "воздух – воздух" стало внедрение ракет с активным радиолокационным наведением. При этом наиболее перспективной виделась советская Р-37, а ее более легкий аналог Р-77 обеспечивал паритет с американской AIM-120. Распад СССР значительно задержал обе программы, в результате российские истребители до сих пор используют улучшенные варианты Р-27.
Р-77 широко экспортировалась по условиям сделок 1990-х, а Су-35 первым из российских истребителей применил ее на передовой в 2016 году. Однако российские истребители до сих пор нередко вооружены более доступными Р-27. Даже Р-77, хотя и сопоставима с американской AIM-120C, значительно уступает AIM-120D и тем более китайской PL-15, поступившей на вооружение в 2014 и 2015 годах соответственно. Для Су-35 уже разработаны новые ракеты, которые позволят превратить его недостаток в большое преимущество, – К-77М с уникальным наведением АФАР и почти вдвое бóльшей дальностью полета, чем у Р-77, и Р-37М с огромной дальностью полета 400 км и скоростью 6 Мах, – но они пока не получили широкого распространения.
Главный радар с пассивной фазированной антенной решеткой
Отсутствие активной РЛС с электронным сканированием – заметный недостаток Су-35, поскольку с 2000-х годов они все больше входят в обиход. При этом Россия и европейские государства отстают от Китая, Японии и США. И это несмотря на то, что Советский Союз на 20 лет раньше конкурентов развернул первые радары с антенной решеткой с электронным сканированием для боя "воздух – воздух", – хотя это были старые радары с пассивной антенной решеткой и электронным сканированием. С распадом Советского Союза и упадком оборонного сектора прогресс значительно замедлился. И все же РЛС Су-35 "Ирбис-Э" считается мощнейшей в мире для истребителей без АФАР. Она имеет двухступенчатый электрогидравлический привод, который механически поворачивает антенну на 60 градусов по азимуту и на 120 градусов по крену. Одновременно устройство проводит сканирование с помощью луча по азимуту и углу возвышения в секторах свыше 60 градусов. Максимальный угол отклонения луча достигает 120 градусов. Радар обнаруживает самолеты размером с истребитель на дальности до 400 км и отслеживает до 30 целей, одновременно обеспечивая наведение. Вариант Су-35СМ, оснащенный разработанным для Су-57 радаром с АФАР уже находится на продвинутых стадиях испытаний. Но даже возможности "Ирбис-Э" превосходят большинство современных радаров с АФАР. К тому же для дополнительной ситуационной осведомленности РЛС дополняется двумя меньшими L-радарами, встроенными в крылья.
Дороговизна в обслуживании
Пожалуй, самый существенный недостаток Су-35 по сравнению с конкурентами – это высокие требования к обслуживанию и эксплуатационные расходы. Это мешает поддерживать самолет на высоком уровне оперативной готовности. Вне зависимости от рентабельности производства его эксплуатация дорого обойдется любому министерству обороны в течение всего срока службы. Высокие затраты на техническое обслуживание и эксплуатацию особенно важны в военное время, поскольку истребители смогут совершать меньше боевых вылетов и окажутся более уязвимы, если противник попытается перехватить поставки топлива и запасных частей.
Однако следует отметить, что по затратам и требованиям к техническому обслуживанию Су-35 не сильно выделяется среди других тяжелых истребителей, а по сравнению со старыми Су-27 или конкурирующими зарубежными разработками вроде американского F-22 даже покажется скромным. Более современная конструкция с использованием композитных материалов, а также более совершенные двигатели снижают потребности в техническом обслуживании по сравнению с оригинальной конструкцией Су-27 1980-х, на которой он основан. Высокие затраты на техническое обслуживание характерны для всех тяжелых истребителей, и многие считают, что игра стоит свеч: у них выше скорость и высота боевого применения по сравнению с более легкими самолетами, лучше электроника и большая огневая мощь.