"Некоторые центробанки будут впредь прятать свои долларовые резервы"

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Финансовые санкции против России отразились на всей мировой валютной системе — таково мнение экономиста Яна Питера Кранена, которое он высказывает в "Виршафтсвохе". Он считает, что центральные банки государств, которых Запад пытается сделать "изгоями", применят новую тактику. Они сократят свои долларовые резервы или скроют их с помощью подставных фирм.
Ян Питер Кранен (Jan Pieter Krahnen) — профессор кафедры кредитования и финансирования Университета имени Гете во Франкфурте-на-Майне и директор Института исследования финансовых рынков имени Лейбница.
WirtschaftsWoche: Господин Кранен, после введения финансовых санкций против России курс рубля обвалился. Чем можно объяснить, что сейчас курс рубля подрос и почти вернулся к уровню до 24 февраля 2022 года?
Ян Питер Кранен: Торговый потенциал рубля сильно ограничен, его рынок невелик. Поэтому мы, конечно, видим не тот обменный курс, который мог бы сформироваться на свободном рынке. Наблюдаемое сейчас оздоровление рубля не постоянное, оно отражает соотношение предложения и спроса на ограниченном рынке. Серьезные выводы о покупательной способности рубля на основании этого обменного курса сделать нельзя.
— Но российский Центробанк поддержал курс рубля повышением процентной ставки. Результат позитивный. Судя по всему, и к другим санкциям Запада он был хорошо подготовлен. Что еще может быть в арсенале российской денежной политики?
— В любом отношении решающее значение для России имеет позиция Китая. Если за заявлениями КНР о развитии экономического сотрудничества последуют реальные дела, то это, конечно, отразится на валютах. Если в торговле обмены между государствами будут все чаще оплачиваться в рублях, если платежи не будут проводиться в долларах, а сотрудничество центральных банков [России и Китая], то это повысит стабильность рубля.
— В какой степени финансовые санкции против российского Центрального банка влияют на глобальную валютную систему?
— США используют доллар в конфликте с Россией как оружие. Это негативно отражается на статусе доллара как самой важной резервной валюты мира. Все антизападно настроенные государства спрашивают себя сейчас, стоит ли им и в дальнейшем держать свои активы на западных счетах. В голову приходит элементарный вопрос: не подвергаем ли мы себя риску, что в случае политического конфликта [c Западом] мы вдруг утратим доступ к своим валютным резервам?
— Какова альтернатива?
— Самая вероятная реакция — диверсификация. Причем речь идет не только о большем разнообразии используемых резервных валют, но и в том, где и как держать эти деньги. И это можно хранить в тайне. Спрятать валютные резервы вполне реально, и у центральных банков, действующих на финансовом рынке, есть средства и методы, чтобы скрыть свою идентичность. Думаю, что в будущем центральные банки антизападно настроенных государств будут все чаще прибегать к этому средству, чтобы уменьшить уязвимость своих резервов извне.
— Как это будет происходить в реальной жизни, в конкретных обстоятельствах?
— Например, через создание государственных подставных фирм. В принципе, тут речь идет об отмывании денег на высшем уровне. Деньги будут держать не в зарубежных центральных банках, а небольшими частями на частном рынке капитала, из-за чего их владельца определить будут нельзя. Таким образом "государства-изгои" сохранят свои инвестиции на западных финансовых рынках, которые являются самыми стабильными и ликвидными рынками мира. Думаю, они будут еще долго оставаться таковыми.
— Но ведь центральные банки должны отражать свои валютные резервы в балансе. Разве не бросится в глаза, если в балансе вдруг возникнут дыры?
— Банки должны указывать размеры своих валютных активов, а не то, где они размещены.
— Какую роль в портфолио активов центральных банков будет в будущем играть золото?
— Физически золотые резервы широко распределены по всему миру, так как транспортировка золота — дело рискованное и дорогое. Лишь небольшие запасы держатся на местах. Правда, государства, вынужденные опасаться санкций, могут попробовать вернуть большую часть золота внутрь страны. Однако нельзя забывать, что и торговля золотом может попасть под санкционный режим. И тогда с портфолио центробанков оппонирующих Западу государств опять возникает проблема: какая им польза в слитках золота, хранящихся в отечественных сейфах, если их никому нельзя продать?
— Возможны ли автономные финансовые потоки и расчеты внутри групп государств, сознательно изолировавших себя от Запада?
— Да, и первые попытки уже предпринимаются. Как Россия, так и Китай разрабатывают альтернативы западной системе SWIFT. Но пока это лишь небольшие альтернативные каналы коммуникации для денежного обмена между коммерческими банками и тем или иным Центробанком. Создание подобной системы для быстрых денежных трансакций — технически сложный процесс, в котором необходимо доверие между всеми экономическими субъектами. Но в принципе я не считаю, что Китай откажется от своих глобальных перспектив, включая участие в международной платежной системе SWIFT. Ведь обмен товарами и инвестициями с Западом крайне важен для Китая. Во всяком случае, как я предполагаю, такой обмен для Китая сейчас важнее, чем потакание настроениям России.
Обсудить
Рекомендуем