Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Этот год уже отметился небывало дорогим продовольствием и весьма значительными колебаниями цен, пишет Seznam zprávy. Рост цен на пшеницу пока остановился, но в ближайшие месяцы возникнут новые трудности, предсказывает автор статьи.
Матоуш Лазневски (Matouš Lázňovský)
На стоимость пшеницы принципиально повлияло важнейшее событие современности ― конфликт между Россией и Украиной. Обе эти страны относятся к главным экспортерам пшеницы.
После скачка на рубеже марта и апреля цены снизились, но по-прежнему держатся на более высоком уровне, чем до конфликта на Украине. Это касается, прежде всего, озимой пшеницы, то есть той, которую сеют осенью, и которая остается зимой в земле.
Хотя стоимость других важнейших продуктов (риса, сои) пока не выросла, для многих жителей Земли уже возникла серьезная проблема. Например, в Египте доля пшеницы в калориях, потребляемых местным населением, составляет более трети, и половина этой пшеницы поставляется из России и Украины. Ливан импортирует около 90%пшеницы, и основная ее часть тоже родом из России и Украины. Весьма вероятно, что в этом году этим странам придется найти новых поставщиков.
Это относительно бедные страны, где основные потребители с низкими доходами немедленно ощутят даже небольшое повышение цен на продовольствие. Особенно если учесть, что цены на пшеницу были довольно высокими еще до начала военной спецоперации.
К сожалению, очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем, как гласит известное изречение, приписываемое физику Нильсу Бору. Что касается стоимости зерна, то есть, прежде всего, пшеницы для Египта или, скажем, для Чехии, то остается целый ряд неизвестных.
Что русские выпустят из Украины?
Ценообразование на рынке в принципе простое: если возникает дефицит какого-то товара, то цены на него растут, чтобы мотивировать потребителей к ограничениям, а производителей к увеличению предложения. В случае товаров длительного хранения, таких как пшеница, цены растут в основном тогда, когда рынок ожидает перебоев со стороны предложения.
Если вы, будучи продавцом, храните зерно в хранилище и предполагаете, что в будущем году урожай будет небольшим, то вы придержите свой товар, ожидая, что в будущем продадите его более выгодно. Так же отреагировал рынок и на нынешний кризис. То есть текущие цены отражают не только дефицит товара сегодня, но и ожидаемую его нехватку в ближайшие месяцы и годы.
"Ураган голода" – настолько опасен введенный в России запрет на экспорт пшеницы (Handelsblatt, Германия)Западные санкции вынудили Москву сократить экспорт зерна, ведь оно нужно самим россиянам, пишет "Хандельсблатт". Вместе с Россией продукцию на внешние рынки может не поставить и Украина. И тогда голод грозит многим крупным странам.
16.03.202200
Прогнозы будущих цен зачастую неточно описывают, что произойдет, хотя их делают преимущественно люди с большим опытом в данной отрасли и те, кто располагает максимальным объемом информации.
Принципиально важно, как в дальнейшем будет развиваться российская спецоперация. По информации, поступающей от российского командования, Россия хочет взять под контроль Южную Украину, то есть области близ Херсона и Мариуполя, в том числе для того, чтобы влиять на работу крупных украинских портов на юге страны. Через них по миру, прежде всего в арабский мир, расходятся поставки экспортного украинского зерна. Если Россия действительно будет блокировать работу этих портов в ближайшие месяцы, то возможны несколько вариантов развития событий.
Во-первых, большая часть украинского зерна может вообще не попасть на рынок. У Украины нет других способов отправить его потребителям. Не хватает фур и вагонов для транспортировки зерна. Ближайшие порты в Румынии и Польше раньше никогда не работали с такими объемами, и поэтому там опасаются, что не справятся с наплывом украинского зерна.
Эта проблема в принципе решаема. Например, Словакия уже пообещала оказать помощь в транспортировке зерна из Украины, но подробности этого сотрудничества пока неизвестны. Так или иначе, чтобы оно принесло плоды, оно должно достигать больших масштабов. Одно единственное внутриконтинентальное государство ситуацию не спасет.
Если транспортировка украинской пшеницы не получит каких-то дотаций, ее стоимость, несомненно, будет намного больше, чем в последние годы. Дешевая доставка по морю в значительной мере способствовала тому, что российское и украинское зерно нашло рынок сбыта именно в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
В этой связи стоит добавить, что с точки зрения продовольственной безопасности наиболее негативно ситуация развивалась бы в случае эскалации конфликта и закрытия Черного моря. Россия ― более крупный экспортер продовольствия, чем Украина: доля двух стран в общемировом экспорте пшеницы составляет 23%, но 18 из них принадлежат России. Если из-за боевых действий морские пути закрылись бы и для российской пшеницы, то на рынках случились бы более серьезные потрясения, чем ожидалось.
Разумеется, это не значит, что Россия и Украина вместе производят почти четверть мировой пшеницы. Вместе они собирают со своих полей около 7,3% от общемирового урожая этой культуры. Однако большая часть зерна потребляется внутри государств, а 23% ― это доля обоих государств в экспортном рынке всех видов пшеницы.
Конечно, на стоимость зерна влияют также высокие цены на ресурсы, то есть топливо и удобрения. В этом отношении ситуация складывается тоже неблагоприятно, и даже возможно ухудшение. Скажем, цены на удобрения достигли исторических максимумов (почти такими же высокими они были в 2008 году).
Свою роль тут, безусловно, играет дорогая энергия, поскольку производство минеральных удобрений очень энергозатратно. Также немаловажно решение Москвы, принятое в первой половине марта, об ограничении экспорта сельскохозяйственных удобрений в западные страны. Сейчас ситуация ухудшается, и цены удобрений после непродолжительной стагнации в марте снова поползли вверх в последние недели. Недавно Россия увеличила экспортные квоты на удобрения, например, в Индию, но дальнейшее развитие ситуации остается в руках Кремля.
Продавцы пшеницы и кукурузы учитывают высокие цены удобрений при своем бизнес-планировании, и пока не похоже, чтобы они опасались дальнейшего роста цен на удобрения. Но если ситуация продолжит ухудшаться, отреагируют, разумеется, и цены на зерно, и продовольствие вообще.
Нормированное потребления газа, продовольственные талоны и голод – экономическая боль становится реальной (CNN, США)Санкции и сбои в цепочках поставок привели к росту потребительских цен по всему миру. В ряде западных стран уже рассматривается возможность введения талонов на питание и ограничений на продажу дизельного топлива, отмечает обозреватель CNN. Эксперты считают, что угроза продовольственного кризиса и голода становится все более реальной.
25.03.202200
Один к семи
Поскольку "кушать хочется всегда", спрос на сельскохозяйственную продукцию не слишком гибок. Поэтому даже небольшой спад предложения приводит к диспропорциональному росту цен.
Это не значит, что предложение не должно меняться вообще. Люди могут заменять один продукт другим, и вместо хлеба съедать на ужин, например, рис. В крайнем случае замена может быть более радикальной. Когда-то я беседовал в России с несколькими людьми, пережившими 90-е, и они вспоминали, что бананы в магазине стоили дешевле картошки. Поэтому готовились необычные гарниры …
Таким образом, важно следить и за тем, не компенсируется ли недостаток одного продукта избытком другого, то есть отслеживать общее количество калорий на рынке. Что касается текущего года, то пока не похоже, чтобы провал производства можно было легко компенсировать (хотя индийское правительство утверждает обратное). По крайней мере если говорить о самой популярной зерновой культуре. Большая часть выращиваемой пшеницы ― это озимые, которые в северном полушарии посеяли за несколько месяцев до начала российской спецоперации на Украине.
Поэтому, вероятно, в этом году мы не досчитаемся каких-то калорий, если сравнивать с прошлым. Как это может повлиять на цены? Например, авторы одного научного исследования, проведенного в прошлом десятилетии, пришли к выводу, что соотношение цен в случае четырех главных мировых культур: пшеницы, риса, сои и кукурузы ― составляет один к семи. То есть если один процент доступных калорий из этих культур уйдет, то цены на них возрастут примерно на семь процентов.
Пока на украинский кризис реагировали преимущественно цены на пшеницу и кукурузу. По данным органов Европейского Союза, с февраля по март в Европе цены на эти две культуры выросли примерно на 40%. Стоимость риса и сои на мировых рынках пока выраженно не менялась. В США с начала февраля совокупные цены фьючерсов (на июль 2022) на эти четыре культуры выросли примерно на 17%.
Forbes (США): из-за военного конфликта нам грозит глобальный голод, и найти решение проблемы очень трудноСитуация с продовольствием близка к катастрофической, мир на пороге голода, пишет Forbes. К этому привел целый ряд факторов, но не последнюю роль сыграл украинский кризис, считает автор статьи. Цены на продовольствие и без того рекордно высоки, но покупателям, которые ищут замену украинской пшенице, придется платить еще больше.
27.03.202200
Если не случится чего похуже…
На первый взгляд, это говорит о том, что продавцы рассчитывают на значительное снижение украинского и российского производства. Рост цен на 20%, вероятно, соответствует снижению доступности калорий из главных культур на три процента. В целом это соответствует всему урожаю Украины и России. Мы подсчитали, основываясь на прогнозах, что эти четыре культуры обеспечивают примерно 60% общего потребления калорий в мире, а Россия и Украина выращивают приблизительно 7,3% мировой пшеницы.
Эта ситуация беспрецедентна сама по себе. В 2010 году, например, мировое производство пшеницы сократилось на 6,3%. По стечению обстоятельств в значительной мере по вине России. Тогда там выдалась засуха, которая сильно сократила урожай. В 2010 году такое же количество калорий, не только из пшеницы, с рынка "забрала" и засуха в Соединенных Штатах.
На первый взгляд, может показаться, что пессимизм на рынке не имеет под собой оснований: маловероятно, чтобы Россия и Украина вообще не экспортировали зерно. Украина планирует засеять две трети угодий, и пока ничто не предвещает, что ситуация как-то затронет российский экспорт. Однако свою роль играют и другие факторы.
Например, для пшеницы ситуацию ухудшает погода в Соединенных Штатах. Более 70% угодий, где выращивается озимая пшеница твердых сортов, находятся в областях, пострадавших от засухи. Как я уже показывал на исторических примерах, неблагоприятные погодные условия могут привести к значительному сокращению количества сельхозкультур, предлагаемых на рынке.
Пока неясно, станет ли 2022 год годом небывало дорогого продовольствия, ведь не так давно мы уже пережили весьма значительные колебания цен. Учитывая, сколько опасных факторов сошлись вместе, от настоящего annus miserabilis(с лат. "год чудес") нас отделяет совсем немного.