Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Как России удалось устоять под санкциями Запада? Этот вопрос задает автор издания Oilprice, вынужденный признать: наша экономика оказалась крепким орешком. У этого явления есть не только психологические, но и вполне материальные причины. Автор перечисляет их, признавая вероятность победы России.
— Когда Россия начала спецоперацию на Украине, США и их союзники ввели беспрецедентные санкции, призванные разрушить российскую экономику.
— В самом начале действия санкций курс рубля по отношению к доллару упал почти наполовину, но потом полностью отвоевал свои позиции.
— Сочетание обстоятельств и действий, таких как экспорт энергоресурсов, лазейки в санкционном режиме и чрезвычайные экономические меры, — все это позволило России выжить. Но борьба далека от завершения.
Прошло почти три месяца с тех пор, как Россия начала наступление на Украине. Несмотря на впечатляющее сопротивление украинцев и реализацию целого пакета суровых санкций против России, конца боевым действиям не видно. Сейчас большинство аналитиков пишут о военных неудачах России, о впечатляющем руководстве Зеленского и о неожиданно сплоченной реакции мирового сообщества. Но мало кто говорит о стойкости российской экономики, с какой она переживает введенные против нее санкции. В глобализованном мире, страдающем от проблем с поставками, дефицита энергоресурсов и замедления темпов экономического роста, примечательно то, что санкциями не удалось поставить российскую экономику на колени.
Удар по России был мощным, но она устояла
Прежде чем начать разговор о том, как России удается уходить от экономической катастрофы, необходимо понять масштабы введенных против нее карательных мер. Пожалуй, прежде всего внимания заслуживают санкции против российского Центрального банка (ЦБ РФ). Они беспрецедентны, потому что фактической заморозке подверглись более 300 миллиардов долларов валютных резервов этой страны. Важно и то, что в рамках санкций запрещен экспорт в Россию передовых технологий, промышленного оборудования для энергетики, а также авиакосмической техники. В дополнение к экспортным запретам США отказались от импорта российской нефти, газа, угля, нефтепродуктов и прочих энергоносителей. Недавно и Евросоюз обязался запретить экспорт угля из России. Отчасти в результате введения санкций международные компании, такие как McDonald’s, Coca-Cola, Apple и BP, разом ушли из России. В отличие от антироссийских санкций, введенных после аннексии Крыма, эти меры оказались по-настоящему жесткими и немедленно возымели эффект. Российский рубль по отношению к доллару потерял почти половину своей стоимости, на московском рынке ценных бумаг произошел обвал. На какой-то момент возникло ложное впечатление, что Запад добьется успеха со своими попытками устроить в России экономический хаос. Но потом рубль неожиданно начал отвоевывать свои позиции.
По состоянию на сегодняшний день курс рубля даже выше, чем до начала спецоперации, из-за чего обозревателям остается удивляться, каким образом российской экономике удалось выжить. Нельзя сказать, что рубль является подлинным показателем экономического здоровья России, но когда речь заходит об экономике, иллюзия стабильности почти так же важна, как и сама стабильность. Тем не менее, сообщения о том, что на черном рынке курс рубля по отношению к доллару существенно ниже, показывают, что "реальная экономика" России страдает. Но есть и другие индикаторы, которые опровергают версию об этом самом "страдании". Возьмем, например, такие факты, как понижение Центробанком процентной ставки с 17 до 14% или растущие траты россиян в кафе, барах и ресторанах. Они указывают на то, что российская экономика держится очень даже неплохо. Так как же ей это удалось?
Что позволило России выжить?
Первый и самый важный момент заключается в том, что у России уникальное положение. Она чистый экспортер энергоресурсов и важнейшего продовольствия, и это позволяет ей оставаться на плаву. Если бы аналогичные санкции были введены против чистого импортера, такого как Китай, например, то можно было бы со временем ждать остановки промышленных предприятий, голода и массовых беспорядков. Это привело бы к катастрофе. Но уникальное положение России позволяет ей отразить этот экономический натиск.
У нее также солидное положительное сальдо торгового баланса благодаря экспорту энергоресурсов и резкому росту цен на нефть и газ. У России прочные торговые отношения с Китаем и Индией, а это обеспечивает ей мощный приток иностранной валюты и снимает все опасения по поводу неплатежеспособности. Больше иностранной валюты приходит и из ЕС, который просто не в силах отказаться от российского газа и сталкивается с серьезными трудностями, пытаясь запретить импорт нефти из России. Конечно, вся эта иностранная валюта бесполезна, если Россия не может ею пользоваться из-за санкций. Из-за этого обстоятельства рейтинговые агентства в апреле предупреждали о неминуемом дефолте по долгам. Но Россия снова обманула наши ожидания, воспользовавшись лазейками в санкционном режиме.
"Оговорка по суверенному долгу" стала исключением в санкционной политике США, которое правительство сделало для погашения Россией задолженности. Это значит, что Россия может обслуживать свой долг из тех ее денег, которые заморозили западные страны. Это позволяет России избежать дефолта. Но срок действия этого исключения, этой "оговорки по суверенному долгу" заканчивается 25 мая. Если его не продлят, Россия может объявить дефолт, потому что двумя днями позже ей предстоит выплатить проценты по своим долгам в размере 100 миллионов долларов. Последние новости из Вашингтона свидетельствуют о том, что министерство финансов США склоняется к блокировке российских долговых платежей, а российское финансовое ведомство утверждает, что оно будет платить в рублях.
Российские энергоресурсы и продовольствие очень важны для мировой стабильности, как и способность Москвы обслуживать свой долг. Но в конечном итоге рубль спасла серия чрезвычайных мер, принятых правительством страны. С 2014 года, когда США и ЕС подвергли Россию санкциям за аннексию Крыма, Россия создает "экономическую крепость", способную оказывать сопротивление санкциям. Эти меры включают формирование золотовалютных резервов в размере 640 миллиардов долларов, которые помогут Москве выдержать любые санкции. Из реакции России на санкции становится ясно, что Кремль готовился к такому сценарию. Центробанк поднял учетные ставки до 20%, заставил экспортеров переводить в рубли 80% своей валютной выручки, а также ограничил десятью тысячами долларов сумму снятия средств с валютных счетов. Все это, а также путинское требование о международных расчетах за газ в рублях имело целью сформировать искусственный спрос на рубли и взять под контроль внутренний рынок. Но проблема состоит в том, что когда-нибудь все это должно закончиться.
Россия выживает, но долгосрочные перспективы у российской экономики могут оказаться и мрачными. Крайние меры, принятые в рамках противодействия санкциям, не могут стать долговременным решением проблем России. А если иллюзия устойчивости рубля со временем исчезнет, то это может оказаться опасностью для российской экономике. Стране приходится считаться с тем, что Запад лишил ее доступа к технологиям и товарам, которые необходимы для поддержания ключевых отраслей. Есть и другие реалии, скажем, "утечка мозгов". Испуганная международной изоляцией, за границу потянулась часть творческой интеллигенции. В перспективе возможно и снижение спроса на российскую нефть и газ.
Все это будет еще больше ослаблять экономическую мощь России. Но факт остается фактом: она справляется с санкциями лучше любой другой страны. Остается надеяться, что борьба для Москвы далека от завершения.
Джош Оуэнс (Josh Owens)