Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Возможности ракет класса "воздух – воздух" большой дальности – ключевой фактор боеспособности истребителя. Журнал Military Watch составил рейтинг семи наиболее боеспособных ракет из ныне действующих на основании их характеристик.
С начала 1950-х годов ракеты класса "воздух – воздух" считаются воплощением воздушного боя будущего, а после первого применения ракет видимого диапазона с инфракрасным наведением в 1958 году над Тайваньским проливом страны все активнее внедряют системы с радиолокационным наведением для поражения целей на расстоянии десятков километров. В XXI веке возможности ракет класса "воздух – воздух" большой дальности – ключевой фактор боеспособности истребителя, будь то перехват крупных целей вроде бомбардировщиков или борьба с другими истребителями. Хотя некоторые аналитики утверждают, что в затяжной войне крупных держав более актуальными станут боевые действия на расстоянии видимости, поскольку широкомасштабные контрмеры сведут на нет смертоносность атак издалека, ракеты для поражения целей за пределами дальности визуальной видимости – по-прежнему ключевой показатель возможностей военной авиации и решающий фактор воздушных боев.
Поскольку боевым испытаниям против пилотируемых летательных аппаратов конструкции ракет после холодной войны практически не подвергались, да и воздушные бои как таковые во всем мире стали редкостью, то рейтинг и оценка семи наиболее боеспособных ракет из ныне действующих строится преимущественно на их характеристиках и возможностях ВПК в странах производства.
PL-XX (Китай)
Поступившая на вооружение примерно в 2015 году вместе с PL-10 малой дальности и PL-15 большой дальности, PL-XX – самая загадочная из китайских ракет класса "воздух – воздух" нового поколения и, безусловно, самая крупная. Если PL-15 – основное оружие китайских истребителей против маневренных целей аналогичного размера, то PL-XX предназначается для поражения более крупных и значимых целей на гораздо бóльших расстояниях. К ним относятся вражеские бомбардировщики, заправщики, грузовые самолеты и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, которые играют стержневую роль в операциях ряда потенциальных противников – тех же США и Японии.
Сообщается, что PL-XX имеет дальность действия 500 км (на сегодняшний день – самая большая в мире), и использует как большой радар с антенной решеткой с автоматическим электронным сканированием (АФАР), так и инфракрасные датчики, – это мешает противнику уклоняться и вводить в заблуждение при помощи инфракрасных ловушек и электронных средств противодействия. Ракета слишком велика, чтобы ее можно было развернуть в большом количестве, поэтому даже тяжелые истребители J-11BG и J-16 без серьезного ухудшения летных характеристик могут нести только лишь по две штуки. По всей видимости, PL-XX – опаснейшая ракета воздушного боя в мире и не имеет аналогов в своей нишевой роли.
Р-37М (Россия)
Разработка Р-37 началась в конце 1980-х годов для оснащения перспективных тяжелых перехватчиков нового поколения МиГ-31М для советских ПВО. С отменой программы в 1994 году планировалось использовать ракету для модернизации старых поколений МиГ-31, но и этим планам не суждено было сбыться из-за экономического кризиса. Лишь в начале 2010-х годов, когда МиГ-31 начали модернизироваться благодаря авионике и датчикам следующего поколения (включая радар "Заслон-М" с МиГ-31М) на вооружение начала поступать улучшенная модификация Р-37М. МиГ-31 может нести по шесть ракет, а истребители размеров Су-35 и Су-30СМ – по четыре. Правда, могут ли самолеты меньшего размера раскрыть весь потенциал ракет без обмена данными о наведении с другими средствами, – это еще вопрос. Р-37М – быстрейшая из известных в мире ракет класса "воздух – воздух". Она развивает скорость 6 махов, несет большую 60-килограммовую боеголовку и может поражать цели на расстоянии до 400 км. При этом этот боеприпас достаточно маневренный, чтобы нейтрализовать самолеты размером с истребитель и крайне эффективен против самолетов поддержки – например, заправщиков.
К-77М (Россия)
С распадом Советского Союза разработка новых поколений ракет класса "воздух – воздух" значительно замедлилась, и основной части истребительных подразделений пришлось полагаться на советские Р-27 без активного радиолокационного наведения. Ракета К-77М с обрезанными стабилизаторами для запуска из внутренних отсеков истребителей-невидимок разрабатывалась как прорыв для нового поколения российских истребителей. Она имеет приличную дальность полета 200 км и одна из немногих использует радар с АФАР. Многие считают ее боеспособнейшей среди ракет стандартного размера, запускаемых с истребителей, хотя пока что она была замечена лишь в одном российском подразделении, чья численность далека от полной. Ракета заточена для поражения небольших и маневренных самолетов и использует установленную в носовой части систему наведения с АФАР, которая не дает истребителям противника уйти из "поля зрения" и обеспечивает самый большой гарантированный радиус поражения. Российское государственное издание RT объясняет технологию К-77М так: "Система АФАР состоит из конусообразных ячеек, которые находятся под прозрачным для радиоволн колпаком в носовой части ракеты. Каждая ячейка получает часть сигнала, а после цифровой обработки информация от каждой из них складывается в единую мозаику. Это позволяет К-77М мгновенно реагировать на резкие повороты цели, из-за чего перехват становится неизбежным". В числе слабых мест конструкции следует отметить то, что ее лишь предстоит широко внедрить, при этом доступность для российских ВВС в условиях безденежья остается весьма сомнительной.
PL-15 (Китай)
Поступившая на вооружение примерно в 2014 году PL-15 стала одной из первых ракет воздушного боя с радаром АФАР и расчетной дальностью полета от 200 до 300 км. Боеприпас широко используется почти всеми китайскими истребительными подразделениями, поступившими на вооружение с середины 2010-х годов, и, хотя и предназначен для истребителей пятого поколения J-20, широко используется также на J-16, J-10C и модернизированных J-11BG. Эта ракета – производная и прямой потомок PL-12, которая поступила на вооружение в начале 2000-х годов, но не имела радара с АФАР, а дальность составляла всего 100 км. PL-15 внедряется в китайских ВВС все шире не только потому, что на замену старым самолетам приходят новые поколения, но и потому что старые (например, J-11B) тоже приобретают совместимость благодаря новым датчикам и авионике. Сообщается, что PL-15 также совместима с легкими истребителями JF-17 Block 3, предназначенными на экспорт, и компенсирует их весьма ограниченные летные характеристики крайне мощными возможностями боя за пределами видимости. Темпы развития оборонной промышленности Китая и особенно военной авиации говорят о том, что преемник PL-15 может появиться уже в конце 2020-х или начале 2030-х годов, а к тому времени характеристики ракеты наверняка улучшатся. Если PL-12, как было замечено в 2000-х, превзошел ракеты воздушного боя AIM-120B ВВС США и стал равным соперником новейшей AIM-120C, то PL-15 уже обеспечила китайским ВВС важное преимущество. ВВС США ответили ракетой нового поколения AIM-260, которая пока еще не поступила на вооружение.
Meteor (Европа)
Ракета Meteor, совместная разработка Великобритании, Германии, Швеции, Франции, Италии и Испании, задумывалась с тем, чтобы превзойти американскую AIM-120, хотя, как сообщается, в ней использовались и ключевые американские технологии. Хотя ни одна из стран, кроме Франции, ракет класса "воздух – воздух" большой дальности доселе не разрабатывала, а характеристики лучшей французской ракеты MICA считались неудовлетворительными по сравнению с ведущими американскими и российскими конкурентами (особенно что касается дальности поражения), Meteor получил впечатляющие характеристики – сказались гигантские инвестиции. Однако ее экономическая целесообразность по-прежнему под вопросом: ракета считается недоступной для широкого использования, и ВВС континента не спешат ставить ее на вооружение. Ракета вышла на первоначальную оперативную готовность в 2016 году, превзойдя по дальности полета и общим кинематическим характеристикам американскую AIM-120. При этом ракета имеет ряд выдающихся характеристик: так, она в чем-то ближе к крылатым ракетам, чем к привычным ракетам воздушного боя, потому что имеет прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Это позволяет Meteor дросселировать двигатель в полете, а не расходовать энергию за один неуправляемый цикл горения. Так ракета может сохранить больше энергии для завершающей фазы атаки, чтобы выполнить экстремальные маневры и быстро набрать высоту. В результате от Meteor значительно труднее уклониться, чем от AIM-120, а его зона гарантированного поражения больше. На Западе Meteor считается самой боеспособной ракетой класса "воздух – воздух", однако, несмотря на сроки разработки и огромную стоимость, ожидается, что ее быстро догонят, поскольку США переходят к собственным разработкам следующего поколения на смену AIM-120 и восстанавливают традиционное лидерство.
AIM-120D (США)
Ожидается, что поступившая на вооружение в 2014 году AIM-120D станет последним вариантом ракеты AIM-120, которая стоит на дежурстве с 1991 года, – в дальнейшем им на смену придет AIM-260. Изначально предполагалось, что в ракете будет использоваться радар с АФАР, как на китайской PL-15, причем обе поступят на вооружение с разницей в несколько месяцев, но в дальнейшем от этого отказались ради экономии. Дальность полета значительно увеличилась: от порядка 70 км для AIM-120A/B и 100 км для первых вариантов AIM-120C до 160-180 км для AIM-120D. Хотя без радара с АФАР ракета оказалась уязвимее для радиоэлектронной борьбы, она имеет более мощные средства противодействия РЭБ, чем предшественники. В отличие от Meteor или российского К-77М AIM-120D считается доступной по цене и широко используется в вооруженных силах США, хотя ее дальностью могут в полной мере воспользоваться лишь истребители с современными РЛС с электронным сканированием. AIM-120D унаследовал от AIM-120C обрезанное оперение для размещения внутри истребителей-невидимок. На сегодняшний день это основное вооружение воздушного боя для истребителей F-35, F-15EX и F-18E Block 3.
Fakour 90 (Иран)
Fakour 90 – иранская производная американской ракеты AIM-54 Phoenix, которая поставлялась в ВВС Тегерана в 1970-х. В эпоху холодной войны считалось, что она намного опередила свое время и стала самой боеспособной ракетой класса класса "воздух – воздух". Phoenix первой в мире использовала активное радиолокационное наведение для воздушного боя. AIM-54 использовалась лишь ВМС США и ВВС Ирана, но с тех пор снята с вооружения. Fakour 90 значительно улучшила ее возможности, модернизировав самый боеспособный иранский истребитель F-14 Tomcat. F-14 – единственный западный истребитель, которому хватает массы для эффективного использования AIM-54 или Fakour 90 из-за их огромных размеров. Две эскадрильи F-14 составляют элиту иранских ВВС – это единственные их подразделения с возможностью боя вне прямой видимости. По сравнению с AIM-54 у Fakour 90 увеличилась дальность полета со 190 км до 250 км, но сохранилась при этом высокая скорость исходной ракеты – 5 махов. Поскольку AIM-54 доказала исключительную эффективность в ирано-иракской войне, ее усовершенствованная версия обеспечивает иранским подразделениям F-14 комфортное преимущество в дальности полета над истребителями соседних стран, хотя сложность средств радиоэлектронного противодействия и их соответствие стандартам XXI века остаются под вопросом.