На Фарерских островах российским рыболовецким судам по-прежнему рады, несмотря на санкции

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Руководство Фарерских островов не может прекратить сотрудничество с Россией в сфере рыболовства, сообщает сайт датского телеканала TV2. На эту отрасль приходится почти 90% экономики архипелага.
Фарерский глава отстаивает решение пускать российские суда вопреки санкциям
Софие Сюннёве Хершенд (Sofie Synnøve Herschend)
Рикке Струк Вестерсё (Rikke Struck Westersø)
Они возвышаются над причалами в Торсхавне, Клаксвике и Рунавике. Огромные сейнеры — на борту кириллические буквы, а над кормой развевается российский флаг.

Они обслуживаются, пополняют запасы провизии и топлива, перегружают улов и отправляются домой в Россию.

Вообще, правительство Фарерских островов не раз подчеркивало, что даже не входя в ЕС, Торсхавн будет следовать линии Запада и введет против России столь же жесткие санкции. И недавно архипелаг запретил швартоваться всем российским кораблям.

Но к российским рыболовецким судам это не относятся — они заходят в фарерские порты 190 раз в год.
"Лично мне вообще непонятно, как можно отстаивать такой порядок", — хмурится генеральный директор Датской рыболовецкой ассоциации Кенн Скау Фишер (Kenn Skau Fischer).

Непредвиденные последствия

Фарерские острова и Россия уже много десятилетий сотрудничают в области рыболовства в Северной Атлантике и Баренцевом море.

По имеющимся соглашениям фарерцы могут ловить рыбу в Баренцевом море, а русские — в Северной Атлантике. Условлено, что российские суда швартуются в фарерских портах, чтобы их улов можно было контролировать. Кроме того, это позволяет избежать разливов нефти — большой риск при перевалке в открытом море.

Рыболовство — важнейшее занятие на Фарерских островах. На долю отрасли приходится 95% всего экспорта с архипелага. До недавнего времени 25% всего фарерского экспорта отправлялось в Россию.
По мнению фарерского правительства, нарушение сотрудничества чревато непредвиденными последствиями для экономики архипелага.
Поэтому сотрудничество сохраняется, хотя фарерцы, по словам председателя комитета Лагтинга (парламента — прим. ИноСМИ) по иностранным делам Билла Юстинуссена (Bill Justinussen), "стоят горой за ЕС и санкции".

Строго говоря, санкций они и не нарушают. Для судов с продовольствием предусмотрены освобождения от запретов, и Фарерские острова и Норвегия этим правом воспользовались.

Но давление на правительство усиливается, и требования прекратить сотрудничество раздаются все громче. Например, крупнейшая рыболовная компания "Баккафрост" (Bakkafrost) по собственной инициативе прекратила весь экспорт рыбы в Россию через несколько дней после начала спецоперации на Украине. С тех пор ее примеру последовали еще несколько компаний.

Резкая критика со стороны оппозиции

Председатель оппозиционной партии "Республика" Хёгни Хёйдал (Høgni Høydal) считает, что самое правильное решение — "немедленно прекратить торговлю".

С ним согласен депутат фарерского парламента, социал-демократ, Шурдур Сколе (Sjúrður Skaale): надо не только не пускать российские суда в порты архипелага, но и прекратить весь экспорт рыбы, считает он.
"Это обязательно нужно. Национальное правительство этого делать не пожелало, и я не понимаю почему. Как бы сильно это по нам ни ударило, мы не должны торговать с Россией", — сказал он.

Но власти рвать торговые связи не планируют, говорит глава правительства Фарерских островов Боардур Нильсен (Bárður Nielsen) из Партии союза. Фарерские острова выполнят соглашение о рыболовстве на 2022 год.

"Выгода от рыболовных судов, которые заходят на Фарерские острова, наверное, не такая уж и большая. Но сотрудничество по рыбным запасам в Северной Атлантике и в Баренцевом море имеет для нас принципиальное значение", — сказал глава правительства на пресс-конференции с премьер-министром Дании Метте Фредериксен в ходе ее визита на острова.

Неверный сигнал, считают социалисты

В ответ на щекотливый вопрос премьер ответила, что рада, что и Фарерские острова, и Гренландия санкции ЕС в принципе поддержали.

"Другие решения — это дело Фарерских островов", — говорит она.

В Социалистической народной партии Дании с ней не согласны. "Допуск российских кораблей в фарерские порты — "неверный сигнал"", считает представитель социалистов Карстен Хёнге (Karsten Hønge).

Его коллега из Консервативной народной партии Расмус Ярлов (Rasmus Jarlov) считает "странным", что пока остальные вводят санкции, Фарерские острова "едут по инерции".
"Это неправильно, и Фарерские острова не меньше нашего заинтересованы в том, чтобы Россия перестала тиранить другие страны", — сказал Ярлов.

А Кристиан Юль (Christian Juul) из Красно-зеленой коалиции заявил: "Разумеется, Фарерские острова должны закрыть порты, чтобы мы усугубили торговую блокаду России. Но нельзя забывать, что мы — Содружество. Надо найти такое решение, чтобы Фарерские острова получили компенсацию".

"Дании-то легко..."

Но пока ничто не предвещает, что ситуация изменится, считает председатель комитета Лагтинга по иностранным делам Билл Юстинуссен.

"Соглашение с Россией о рыболовстве жизненно важно для всего фарерского общества. Это очень и очень крутая мера, если Фарерским островам придется на это пойти. Нам придется хорошенько все обдумать", — сказал он.

Он добавил: "Дании-то легко вводить санкции против рыболовецких судов, ведь в датские порты их заходит немного".
– Но ведь тут речь идет о всеобъемлющих санкциях ЕС. В ЕС решили, что российские корабли больше не будут заходить в европейские порты, но на Фарерские острова они заходят как ни в чем ни бывало. Вам это странным не кажется?

– Нет, не кажется, ведь мы находимся в совершенно иной ситуации, чем большинство стран ЕС. На рыболовство приходится почти 90% нашей экономики. Ничего другого у нас нет.

Мысленно с Украиной

Рыбаки в порту Клаксвика говорят, что хорошо понимают желание наказать Россию, но остальному миру невдомек, насколько принципиально для Фарерских островов это соглашение о рыболовстве.

"Здесь много эмоций", — говорит рулевой Сигмундур Брестиссон (Sigmundur Brestisson). Сам он рыбачит почти 20 лет, а его сын ловит рыбу в Баренцевом море у берегов России.

Мысль, что Запад должен стоять вместе, ему понятна. С другой стороны, от рыбной ловли зависит все фарерское общество, возражает он.

"Оглянитесь вокруг... У нас на Фарерских островах только камни, трава и немного овец. Этим не проживешь. Мы живем рыбой. И должны защищать, что имеем. Мы все очень скорбим об украинском конфликте и надеемся, что он скоро закончится. Но тут надо немного подумать", — говорит он.
Обсудить
Рекомендуем