Российские любители шопинга остались по другую сторону границы, финнам с круизом в Выборг больше не попасть — предприниматели Восточной Финляндии возлагают надежды на внутренний рынок

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Еще несколько лет назад российские туристы, приезжающие в восточную Финляндию на шопинг, за год оставляли там 300 миллионов евро, пишет Yrittäjät. Но граница с Россией закрылась, и регион приходит в запустение. Финские предприниматели подсчитывают потери.
Кайсу Пуранен (Kaisu Puranen)
Финские предприниматели, живущие у восточной границы Финляндии, уже свыклись со снижением числа российских туристов. Бизнесмены Южной Карелии российских клиентов больше не ждут.
"За эти годы предприниматели уже приспособились", — говорит генеральный директор ассоциации предпринимателей Южной Карелии Марко Ханхисуанто (Marko Hanhisuanto).
Еще несколько лет назад ситуация была совсем другой. Российские туристы, приезжавшие за покупками, за год оставляли в Южной Карелии около 300 миллионов евро.
Ханхисуанто рассказывает, что ситуация с туризмом ухудшилась уже в 2014 году, из-за санкций, введенных после присоединения Крыма к России. Коронавирусные ограничения сказались на туризме еще сильнее. После начала спецоперации России на Украине на движение через границу повлияли как санкции, так и то, что Россия установила ограничения на выезд из страны для своих собственных граждан.

Сфера торговли зависит от россиян

Безусловно, предприниматели замечают ежегодные потери в сотни миллионов евро. От отсутствия российских туристов страдают в первую очередь торговля и туризм.
"В так называемые хорошие годы некоторые города специализировались на шопинг-туризме — например, Иматра", — рассказывает Ханхисуанто.
"В Иматре очень много магазинов потребительских товаров, которые были рассчитаны на россиян. Одни за эти годы прогорели и закрылись, другие по-прежнему работают, но с нашим населением вести прибыльный бизнес они не смогут", — считает Ханхисуанто.
Восточная Финляндия учится жить в тени нового железного занавесаРоссия играет важную роль в экономике Восточной Финляндии, и на сотрудничестве с ней было построено будущее региона, пишет Helsingin Sanomat. С февраля связи разорваны, это означает, что регион потеряет сотни миллионов евро. Во сколько обойдется структурная перестройка экономической политики, пока неясно.
По словам Ханхисуанто, снятие коронавирусных ограничений в начале июля дало предпринимателям надежду. Однако Россия не снимает ограничения на пересечение своей границы, они по-прежнему действуют.
В Южной Карелии также много промышленности, ориентированной на российский рынок. Кроме этого, после начала военных действий на Украине и введения санкций здесь прекратили работать все фирмы, занимающиеся транспортной экспедицией.
Однако есть и позитивный опыт.
"Машиностроительные производства смогли заменить российские рынки рынками Швеции и Центральной Европы".

Надежда на Центральную Европу

Нехватка российских туристов последние два года компенсировалась преимущественно инвестициями в туризм. Ханхисуанто говорит, что предприниматели возлагают особенно большие надежды на внутренний туризм и на туристов из Центральной Европы.
"Аэропорт Лаппеенранты работает, сейчас из него регулярно отправляются рейсы в итальянский Бергамо. Благодаря этому в Финляндии появились итальянские туристы, но их немного. Мы надеемся, что авиакомпания Ryanair, оператор этого рейса, откроет новые направления — например, в Германию".
Лаппеенранта десятилетиями манила туристов своими круизами по Сайменскому каналу. Договор об аренде канала продолжает действовать, и в теории по нему могут ходить грузовые и пассажирские суда. Однако на практике все иначе.
"Сейчас туда не ходит ни одно судно, поскольку Россия может конфисковать суда", — говорит Ханхисуанто.
"Лайнеры некоторых туристических фирм выходят из порта Лаппеенранты, проходят несколько шлюзов на территории Финляндии и разворачиваются еще до российской границы".

Теперь круизы проводятся по озеру Сайма

Одна из таких компаний — Saimaa Travel, которая совершает круизы по Сайме и отвозит туристов к той части Сайменского канала, которая находится на территории Финляндии. Раньше главным продуктом компании были безвизовые поездки в Выборг и Санкт-Петербург.
Теперь ситуация полностью изменилась.
"Сначала — два коронавирусных года, в Россию нельзя было попасть. Мы ждали, что этим летом граница откроется, но начались события на Украине", — рассказывает генеральный директор организации Кирсти Лайне (Kirsti Laine).
Теперь компания вкладывается в круизы по Сайме, из Лаппеенранты в муниципалитет Пуумала и город Савонлинна. Во время круиза лайнер проходит три шлюза на территории Финляндии, но не подходит к российской части канала.
Финляндия начнет выдавать визы россиянам: "Документы на выдачу визы смогут подать все группы заявителей"Начиная с июля, для въезда в Финляндию из России не будет требоваться особая причина, сообщает Keskisuomalainen. Но снятие ограничений не изменит основания для выдачи виз, напомнила представитель финского МИДа. Заявления будут рассматривать, как и раньше, в соответствии с Визовым кодексом ЕС.

Безвизовый режим был козырем

Еще летом 2019 года компания возила туристов на лайнерах в Выборг. Лайне говорит, что за сезон в круизы отправлялись около 20 тысяч человек. Этим летом, по подсчетам Лайне, число туристов составило около пяти тысяч.
"Выборг многих привлекал, и до него было легко добраться. Виза не требовалась, можно было остаться на одну или две ночи. Безвизовый режим для поездки в Россию был нашим козырем. Само по себе озеро Сайма столько туристов не привлекает".
"Это проклятие восточной границы. У нас хорошее расположение, но в нынешней ситуации это плохо сказывается на туризме, хоть каждый и старается сделать все возможное".

Восточная граница представляет интерес

Saimaa Travel придумала новые интересные маршруты на смену круизам в Россию. Например, круизный лайнер Carelia используется как корабль-ресторан, зимой на нем проводят рождественские вечеринки.
По словам Лайне, восточная граница интересует туристов так же сильно, как в конце 1980-х годов, когда она начала свое знакомство с туристической сферой, работая гидом.
"Помню, как мы ездили с иностранными группами к пограничным знакам. Это было интересно тогда — и продолжает интересовать сейчас".
У Saimaa Travel есть продукт "Удивительная восточная граница", в рамках которого из Лаппеенранты туристическая группа едет на автобусе в Нуйямаа, знакомится с разными этапами истории границы и достопримечательностями и возвращается на корабле обратно в Лаппеенранту.
По Сайменскому каналу можно было бы попасть и в Россию, но риски слишком велики.
"Такая экскурсия может пройти очень хорошо — а может и не очень, и корабль где-нибудь попадется".
Лайне искренне скучает по старым маршрутам.
"Я ни в коем случае не одобряю действия России, но, конечно, очень скучаю по Выборгу".
Закрытие российского воздушного пространства обходится Финляндии в полтора миллиона евро в месяцЗакрытие российского неба вынудило Finnair перестроить маршруты рейсов в Азию. Теперь они проходят через Кавказ и Северный полюс, сообщает Iltalehti. Представители финской компании объяснили, какие сложности это создает авиаперевозчикам и какие они терпят убытки.

Много инвестиций

Генеральный директор портовой компании New Port Imatra Юхани Турпейнен (Juhani Turpeinen) управляет одним из крупнейших внутренних портов Финляндии — с территорией для кемпинга, ресторанами и гостевыми пристанями.
Российских туристов стало меньше, отмечает он.
"Из-за коронавируса мы лишились около 30-40 российских яхтсменов. Так что это не только последствия событий на Украине".
"Уже много раз было подсчитано, что без россиян регион теряет по миллиону евро каждый день".
Турпейнен рассказывает, что в приграничный регион совершалось очень много инвестиций исключительно ради развития восточного туризма.
"В Иматре прямо у границы находится три больших супермаркета. Их построили несколько лет назад — и сейчас они все закрыты".

Внутренний туризм развивается превосходно

Турпейнен рассказывает, что в эти два года отсутствия российских туристов начался небывалый расцвет внутреннего туризма.
"Он практически компенсировал отсутствие россиян. Правда, сейчас — надеюсь, я ошибаюсь — у финнов накопилось желание наконец уехать куда-нибудь за границу".
Турпейнен говорит, что нутром чует спад в отечественном туризме этим летом.
Он отмечает, что перспективы у приграничных компаний в целом не очень хорошие. Отток населения только усиливается, закрытие учебных заведений и, к примеру, закрытие завода Fazer в Лаппенранте только ускоряет запустение этих территорий.
"Этому региону явно досталось больше остальной Финляндии, государству следовало бы что-нибудь сделать".
Обсудить
Рекомендуем