Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Еще несколько лет назад российские туристы, приезжающие в восточную Финляндию на шопинг, за год оставляли там 300 миллионов евро, пишет Yrittäjät. Но граница с Россией закрылась, и регион приходит в запустение. Финские предприниматели подсчитывают потери.
Кайсу Пуранен (Kaisu Puranen)
Финские предприниматели, живущие у восточной границы Финляндии, уже свыклись со снижением числа российских туристов. Бизнесмены Южной Карелии российских клиентов больше не ждут.
"За эти годы предприниматели уже приспособились", — говорит генеральный директор ассоциации предпринимателей Южной Карелии Марко Ханхисуанто (Marko Hanhisuanto).
Еще несколько лет назад ситуация была совсем другой. Российские туристы, приезжавшие за покупками, за год оставляли в Южной Карелии около 300 миллионов евро.
Ханхисуанто рассказывает, что ситуация с туризмом ухудшилась уже в 2014 году, из-за санкций, введенных после присоединения Крыма к России. Коронавирусные ограничения сказались на туризме еще сильнее. После начала спецоперации России на Украине на движение через границу повлияли как санкции, так и то, что Россия установила ограничения на выезд из страны для своих собственных граждан.
Сфера торговли зависит от россиян
Безусловно, предприниматели замечают ежегодные потери в сотни миллионов евро. От отсутствия российских туристов страдают в первую очередь торговля и туризм.
"В так называемые хорошие годы некоторые города специализировались на шопинг-туризме — например, Иматра", — рассказывает Ханхисуанто.
"В Иматре очень много магазинов потребительских товаров, которые были рассчитаны на россиян. Одни за эти годы прогорели и закрылись, другие по-прежнему работают, но с нашим населением вести прибыльный бизнес они не смогут", — считает Ханхисуанто.
22.06.202200
По словам Ханхисуанто, снятие коронавирусных ограничений в начале июля дало предпринимателям надежду. Однако Россия не снимает ограничения на пересечение своей границы, они по-прежнему действуют.
В Южной Карелии также много промышленности, ориентированной на российский рынок. Кроме этого, после начала военных действий на Украине и введения санкций здесь прекратили работать все фирмы, занимающиеся транспортной экспедицией.
Однако есть и позитивный опыт.
"Машиностроительные производства смогли заменить российские рынки рынками Швеции и Центральной Европы".
Надежда на Центральную Европу
Нехватка российских туристов последние два года компенсировалась преимущественно инвестициями в туризм. Ханхисуанто говорит, что предприниматели возлагают особенно большие надежды на внутренний туризм и на туристов из Центральной Европы.
"Аэропорт Лаппеенранты работает, сейчас из него регулярно отправляются рейсы в итальянский Бергамо. Благодаря этому в Финляндии появились итальянские туристы, но их немного. Мы надеемся, что авиакомпания Ryanair, оператор этого рейса, откроет новые направления — например, в Германию".
Лаппеенранта десятилетиями манила туристов своими круизами по Сайменскому каналу. Договор об аренде канала продолжает действовать, и в теории по нему могут ходить грузовые и пассажирские суда. Однако на практике все иначе.
"Сейчас туда не ходит ни одно судно, поскольку Россия может конфисковать суда", — говорит Ханхисуанто.
"Лайнеры некоторых туристических фирм выходят из порта Лаппеенранты, проходят несколько шлюзов на территории Финляндии и разворачиваются еще до российской границы".
Теперь круизы проводятся по озеру Сайма
Одна из таких компаний — Saimaa Travel, которая совершает круизы по Сайме и отвозит туристов к той части Сайменского канала, которая находится на территории Финляндии. Раньше главным продуктом компании были безвизовые поездки в Выборг и Санкт-Петербург.
Теперь ситуация полностью изменилась.
"Сначала — два коронавирусных года, в Россию нельзя было попасть. Мы ждали, что этим летом граница откроется, но начались события на Украине", — рассказывает генеральный директор организации Кирсти Лайне (Kirsti Laine).
Теперь компания вкладывается в круизы по Сайме, из Лаппеенранты в муниципалитет Пуумала и город Савонлинна. Во время круиза лайнер проходит три шлюза на территории Финляндии, но не подходит к российской части канала.
22.06.202200
Безвизовый режим был козырем
Еще летом 2019 года компания возила туристов на лайнерах в Выборг. Лайне говорит, что за сезон в круизы отправлялись около 20 тысяч человек. Этим летом, по подсчетам Лайне, число туристов составило около пяти тысяч.
"Выборг многих привлекал, и до него было легко добраться. Виза не требовалась, можно было остаться на одну или две ночи. Безвизовый режим для поездки в Россию был нашим козырем. Само по себе озеро Сайма столько туристов не привлекает".
"Это проклятие восточной границы. У нас хорошее расположение, но в нынешней ситуации это плохо сказывается на туризме, хоть каждый и старается сделать все возможное".
Восточная граница представляет интерес
Saimaa Travel придумала новые интересные маршруты на смену круизам в Россию. Например, круизный лайнер Carelia используется как корабль-ресторан, зимой на нем проводят рождественские вечеринки.
По словам Лайне, восточная граница интересует туристов так же сильно, как в конце 1980-х годов, когда она начала свое знакомство с туристической сферой, работая гидом.
"Помню, как мы ездили с иностранными группами к пограничным знакам. Это было интересно тогда — и продолжает интересовать сейчас".
У Saimaa Travel есть продукт "Удивительная восточная граница", в рамках которого из Лаппеенранты туристическая группа едет на автобусе в Нуйямаа, знакомится с разными этапами истории границы и достопримечательностями и возвращается на корабле обратно в Лаппеенранту.
По Сайменскому каналу можно было бы попасть и в Россию, но риски слишком велики.
"Такая экскурсия может пройти очень хорошо — а может и не очень, и корабль где-нибудь попадется".
Лайне искренне скучает по старым маршрутам.
"Я ни в коем случае не одобряю действия России, но, конечно, очень скучаю по Выборгу".
10.06.202200
Много инвестиций
Генеральный директор портовой компании New Port Imatra Юхани Турпейнен (Juhani Turpeinen) управляет одним из крупнейших внутренних портов Финляндии — с территорией для кемпинга, ресторанами и гостевыми пристанями.
Российских туристов стало меньше, отмечает он.
"Из-за коронавируса мы лишились около 30-40 российских яхтсменов. Так что это не только последствия событий на Украине".
"Уже много раз было подсчитано, что без россиян регион теряет по миллиону евро каждый день".
Турпейнен рассказывает, что в приграничный регион совершалось очень много инвестиций исключительно ради развития восточного туризма.
"В Иматре прямо у границы находится три больших супермаркета. Их построили несколько лет назад — и сейчас они все закрыты".
Внутренний туризм развивается превосходно
Турпейнен рассказывает, что в эти два года отсутствия российских туристов начался небывалый расцвет внутреннего туризма.
"Он практически компенсировал отсутствие россиян. Правда, сейчас — надеюсь, я ошибаюсь — у финнов накопилось желание наконец уехать куда-нибудь за границу".
Турпейнен говорит, что нутром чует спад в отечественном туризме этим летом.
Он отмечает, что перспективы у приграничных компаний в целом не очень хорошие. Отток населения только усиливается, закрытие учебных заведений и, к примеру, закрытие завода Fazer в Лаппенранте только ускоряет запустение этих территорий.
"Этому региону явно досталось больше остальной Финляндии, государству следовало бы что-нибудь сделать".