Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Авторитетный эксперт по проблемам ближневосточного региона убежден, что президент США Джо Байден в ходе своего текущего турне по региону не сможет добиться желаемого — согласия основных нефтедобывающих стран на увеличение добычи он не получит. Но в то же время и Эр-Рияд не сможет добиться от Вашингтона уступок, которые он хотел бы получить.
Хоссейн Руйоран, авторитетный специалист-международник и эксперт по проблемам ближневосточного региона, убежден, что президент США Джо Байден в ходе своего текущего турне по региону не сможет добиться желаемого – согласия основных нефтедобывающих стран на увеличение добычи он не получит. Но в то же время и Эр-Рияд не сможет добиться от Вашингтона уступок, которые он хотел бы получить.
Прошло целых два года с момента, когда президентом Соединенных Штатов стал Джо Байден, однако он так ни разу и не встретился с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бин Салманом. При том, что его предшественник, Дональд Трамп имел с последним весьма успешное общение, получал от Эр-Рияда всестороннюю поддержку, в обмен на поставки нужного Саудовской Аравии вооружения. А Байден за целых два года так и не смог даже толком пообщаться с наследным принцем по телефону. Неудивительно, что в данной ситуации изменение подхода Соединенных Штатов к Эр-Рияду, точнее, отсутствие какого-либо внятного подхода, сказалось и на всей макрополитике Аравийского полуострова.
Все сейчас осознают, что очная встреча Джо Байдена и бин Салмана на текущей неделе происходит на фоне того, что президент США, те не менее, не теряет надежды добиться от Эр-Рияда согласия на увеличение нефтедобычи, с тем, чтобы хотя бы приостановить рост мировых цен на нефть и, соответственно, на бензин. С другой стороны, и Саудовской Аравии нужно получить некоторые гарантии от Вашингтона, в частности, их хочет добиться сам наследный принц для своей успешной политики в будущем, когда он, наконец, займет престол. Но эксперт по проблемам Ближнего Востока Хоссейн Руйоран, беседуя с изданием "Хамшахри", выразил убежденность, что текущий визит Байдена в регион мало что изменит – и уступок по нефтедобыче Джо Байден добиться не сможет, и, в свою очередь, Мухаммед бин Салман тоже вряд ли получит от Соединенных Штатов гарантии, которых он добивается. Предлагаем вашему вниманию краткое описание интервью "Хамшахри" с нашим экспертом.
- Как мы видим, президент США и наследный принц Саудовской Аравии встречаются отнюдь не в простых условиях. Повестка сейчас для Байдена намного сложнее, чем было при Трампе. Каковы главнее цели и направленность визита президента США, что этот визит означает для арабов и Саудовской Аравии?
- Прежде всего, нужно обратить внимание, что во времена Трампа Саудовская Аравия получала от США полный карт-бланш, и, соответственно, всесторонне одобрение совей политики. При всем этом само поведение Трампа вызывало яростную критику в самой Америке, особенно, она усилилась после жестокого убийства руками саудовских спецслужб оппозиционного журналиста Джамаля Хашкаджи. Трамп тогда много говорил о том, что необходимо выяснить все обстоятельства гибели журналиста и провести объективное расследование, однако это не привело к каким-то конкретным шагам Вашингтона, который так и продолжал давать во всем полную поддержку Эр-Рияду до конца президентского срока Дональда Трампа: прежде всего, Вашингтон поддерживал Эр-Рияд в жестокой войне, которая велась против Йемена. Но при Байдене политика карт-бланша закончилась, и Эр-Рияду была предложена политика условной поддержки, по принципу "ты - мне, я - тебе". И это оказалось крайне неприятно для Эр-Рияда. Потому как на деле оказалось, что вместо "дипломатии условий" Саудовская Аравия увидела со стороны Вашингтона "дипломатию карательную" - в качестве примера можно вспомнить, что ставился даже вопрос о полном прекращении поставок наступательных вооружений, так нужных Саудовской Аравии.
Чего хочет Саудовская АравияВозвышение наследного принца Мохаммеда бин Салмана и постоянное давление со стороны американских администраций заставили Саудовскую Аравию в последние годы замкнуться в себе, пишет Project Syndicate. Но сейчас Королевство снова стало ведущим региональным игроком, и понимание ее внутренней динамики и внешних целей имеет как никогда важное значение.
16.07.202200
С другой стороны, мы видим, что сейчас, на фоне визита Байдена в регион, политика США на всем Ближнем Востоке перестала быть, если хотите, "стратегической", и превратилась в пассивную. Важнейшей целью визита Байдена в регион провозглашены не долгосрочные, а сиюминутные интересы – уступки по нефтедобыче, с целью повлиять на мировые цены. Именно это и является пассивной политикой, которую Америка сейчас вынуждена проводить под влиянием боевых действий на Украине и роста цен на нефть. Следует сказать, что и цели и ожидания бин Салмана тоже сиюминутные – он ждет от Вашингтона гарантий для себя лично. И это, выходит, те два намерения, с которыми и должны пройти встреча и переговоры двух политиков.
- И Вы полагаете, что Саудовская Аравия не ответит позитивно на текущие запросы США?
- Давайте вспомним, когда цены на нефть были намного ниже 100 долларов за баррель, что, разумеется, не устраивало ни Эр-Рияд, ни другую крупнейшую нефтедобывающую страну, Россию, Саудовская Аравия и Россия тогда, тем не менее, сумели договориться и совместными усилиями подняли цену, в том числе, с помощью соглашения ОПЕК+. Это при том, что Москва и Эр-Рияд тогда отнюдь не были союзниками. А сейчас дополнительное влияние на цены на нефть оказали боевые действия на Украине, Россия также сократила нефтедобычу под влиянием введенных против нее санкций, и это снова привело к двукратному росту цен на нефть. Сейчас вопрос в следующем, - а необходимо ли Саудовской Аравии отворачиваться от России и соглашения по ОПЕК+? По моему, мнению, с учетом того, что Россия является крупнейшей нефтедобывающей страной, Саудовская Аравия может лишь в очень ограниченных объемах нарастить добычу, но от договоренностей с Россией она не отступит. Поскольку низкий уровень добычи в целом и соглашения с Россией отвечают ее стратегическим, долгосрочным интересам – вся жизнь и вся экономика Саудовской Аравии, все ее благосостояние связаны с ценами на нефть и доходами от ее поставок на мировые рынки. Мухаммед бин Салман прекрасно это осознает. И потому едва ли Саудовской Аравии нужны сейчас какие-то особые шаги, чтобы создавать профицит на мировом рынке нефти и снижать, таким образом, цены до уровня в 70-80 долларов за баррель. Это нужно Вашингтону, но совсем не интересно Эр-Рияду.
- Это может быть "интересно" только тогда, когда наследный принц получит какие-то гарантии от Вашингтона. Но, по Вашему, в ходе данного визита и от Вашингтона не следует ждать каких-либо существенных уступок?
- Едва ли это сейчас произойдет. Ведь Демократическая партия имеет большие связи с бывшим кронпринцем Саудовской Аравии, Мухаммедом бин Наифом, она очень много вложила в последнего. А сейчас, когда бин Наиф находится под стражей, его главный советник, господин Саад Аль-Джабри, недавно получивший статус беженца в Канаде, дает много интервью и выступлений против нынешних властей Эр-Рияда на американских каналах. Кажется, в интересах отдельных влиятельных американских политиков поддерживать эти разногласия внутри семьи ас-Саудов, и потому у демократов нет пока большой склонности давать слишком широкую поддержку нынешнему кронпринцу. И Байдену наверняка дали на этот счет инструкции его помощники. Для США нужны эти разногласия как инструмент давления, чтобы использовать их в нужный момент и, когда произойдет неизбежное, то есть смерть нынешнего монарха, поддержать в тот момент наиболее подходящего для них наследника и добиться, чтобы трон занял тот, кто их больше устраивает.
- А какова, по Вашему мнению, будет судьба старого "стратегического плана" США – создать в регионе из арабских стран коалицию против Ирана? Принесет ли визит Байдена что-либо в этом плане?
- Действительно, это еще одна важная цель визита Байдена – добиться сдерживания Ирана из-за его ядерной программы. В связи с этим в свое время даже ставился вопрос о создании некоего "квазиНАТО" среди арабских государств, но этот план не представляется сейчас реалистичным. Ведь даже во времена Трампа Саудовская Аравия собирала представителей целых 52 стран, но так и не смогла сформировать из них коалицию. Такая коалиция тем более невозможна сегодня. И сейчас возобновление этих дебатов со стороны США демонстрирует отчаяние Вашингтона. США еще со времен войны против Саддама Хусейна поддерживали политику террора, терроризм, вводили санкции, чтобы нанести вред политическому режиму Ирана, но каждый раз терпели неудачи. И сейчас такие планы – лишнее доказательство тщетности американской макрополитики против Ирана.
- А относительно попыток нормализовать отношения арабских государств, прежде всего, Саудовской Аравии, с Израилем? В этом отношении есть у Байдена шансы на успех?
- Дискуссия о нормализации отношений с Израилем – тема очень сложная. Это едва ли будет столь легкий и быстрый процесс, тем более, между Израилем и Саудовской Аравией. Превращение врага в союзника никогда не происходит в одночасье, тем более, если это противоречит и религиозным убеждениям и общественному мнению. Многие вспоминают в Коране строки, где евреи именуются врагами, а политика исламской страны не может противоречить словам Всевышнего. Хотя, конечно, некая (арабская) страна и может через силу начать политику нормализации отношений с Израилем, подавляя протесты и недовольство общественного мнения, но вряд ли такая политика будет стабильной.
Спецрепортаж, подготовленный группой "Политика"/Внешняя политика/Первая полоса издания Hamshahri
Комментарии читателей:
Мохаммед
Даже в период героической борьбы Исламской революции (речь о войне против Ирака, которую Иран вел сразу после приход к власти духовенства и превращения страны в Исламскую Республику в 1979-1980 гг., прим. перев.) против Ирана объединились не только реакционные арабские режимы, а, в общем, почти весь мир, но они ничего тогда не смогли добиться. Они ничего не добьются и сейчас, но для этого нужна консолидация лидера и народа, а также недопущение поклонения чиновников и народа перед деньгами и заморскими соблазнами.