Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Европа ведет открытую войну с Россией, и эта война уже стала затратной и болезненной для ЕС, пишет Seznam zprávy. Энергетический кризис останется с европейцами на ближайшие несколько лет. Самым суровым испытанием для них станет грядущая зима.
Томаш Юнгвирт Бржезовски (Tomáš Jungwirth Březovský)
Тактическое замалчивание правды имеет неприятное свойство возвращаться бумерангом.
Вся Европа находится в состоянии войны. Мы, пожалуй, не осознаем этого, потому что на наши города не падают бомбы, никто не вводит военное положение, а люди не умирают тысячами на фронте или под обломками зданий. Первоначальный шок от того, что поблизости от Чехии (около шести месяцев назад в 2022 году!) на территории Украины началась российская специальная военная операция, уже давно сменило отупение. Нам всем было необходимо отключиться в период летнего отдыха. Рутинная жизнь большинства из нас идет, как и прежде, и даже коронавирусные ограничения отступили на какое-то время.
Усиливающаяся неопределенность сегодняшнего дня как будто не связана с амбициями путинского режима, а вызвана опасениями из-за роста цен и обнищания, а также угрозы прекращения поставок энергоносителей. Повсюду ищут мнимых виноватых, усматривая их кто — в правительстве Фиалы, кто — в немецких энергетических планах, кто — в "зеленых" планах Европейского Союза. И куда-то на задний план ушла основная мысль. А мы, будучи гарантами украинской независимости, от сохранения которой зависит самостоятельность многих государств, включая наше, ведем открытую войну с путинской Россией. Война уже стала затратной и болезненной для всех. Но в данном случае с точки зрения атакованного, коим мы и являемся, к счастью, не напрямую, эта война неизбежна и справедлива.
Энергетический кризис и инфляция, если говорить словами эстонского премьер-министра Кайи Каллас — дань войне, которую мы платим за защиту наших границ и ценностей. Если и можно в чем-то упрекать правительство Петра Фиалы, то только в том, что об этих в принципе абсолютно прогнозируемых последствиях оно не говорило с момента принятия первого пакета санкций против России.
В этом наше руководство напоминает некоторых климатологов и социологов, которые не хотят говорить о мрачных перспективах ныне существующего общества, зависимого от ископаемых видов топлива, или о проблемах важнейших экосистем. Они боятся, что их заявления демотивируют. Но тактическое замалчивание правды имеет неприятное свойство возвращаться бумерангом.
Чехия на конце трубы
Трудности с поставками энергоносителей и общим подорожанием всего и вся — не только чешская проблема. С этим столкнулась вся Европа, да и не одна она. Бессмысленно сваливать вину на правительство Фиалы, которое не правит и года, точно так же, как глупо думать, что эта или какая-то другая администрация сможет по мановению волшебной палочки разрешить все критические проблемы в пользу граждан. Точно так же нынешняя напряженная ситуация на энергетических рынках не говорит о том, что на протяжении трех десятилетий вместо общего евросоюзного рынка мы должны были строить островную энергетическую систему под пристальным присмотром государства. Все равно с нами случилось бы сегодня то же самое, а может, наши дела шли бы еще хуже. Не будем забывать, что для Чехии любой односторонний шаг в области энергетики сопряжен с огромными рисками, потому что, образно выражаясь, мы стоим в конце трубы, и нам не остается ничего иного, как только полагаться на солидарность наших партнеров на западе, на севере и на юге, которые поделятся с нами газом и нефтью.
Тяжелейшая зима для Европы, а особенно для ГерманииВ Германии предупредили об остановке некоторых отраслей из-за растущих цен на энергоносители. Речь идет "не о двух днях или неделях", а о длительном периоде, предостерег министр экономики Роберт Хабек. Некоторые компании уже рассматривают возможность уйти из Германии, пишет Advance.
11.09.202200
То, что произошло в последние месяцы, и что будет усугубляться еще какое-то время, это просто диспропорция между спросом на энергоносители, прежде всего природный газ, и их предложением. Россия этим воспользовалась и, то закручивая, то открывая вентили, искусственно подняла цены до небывалых высот. Но ее шантажистский потенциал исчерпывается на фоне того, что она, по-видимому, навсегда остановила поставки в Европу по газопроводу "Северный поток — 1". Предлагаемые решения на национальном и общеевропейском уровне за исключением экономии энергоносителей и совместной закупки в любом случае способны бороться только с симптомами заболевания, а не их причиной, то есть дефицитом поставок.
Неприятная правда в том, что энергетический кризис останется с нами на протяжении ближайших нескольких лет. Самым суровым испытанием огнем, а точнее сказать, морозом станет грядущая зима, но и после нее ни один серьезный политик не сможет обещать значительного улучшения. Постройка достаточных мощностей возобновляемых источников энергии, альтернативной газовой инфраструктуры, утепление или замена источников тепла в сотнях тысяч домов — все это забег на длинную дистанцию, а прекращение поставок из России перечеркнуло все подготовленные ранее стратегии и сценарии. Тем более внимательно следует сосредоточиться на социальных последствиях ситуации, которая не будет лишь переходной. Обложить налогами огромные прибыли энергетических компаний — обязанность рачительного хозяина, а затем все эти средства необходимо перераспределить между теми домохозяйствами, которые оказались в тяжелом положении. Надеюсь, ради собственного же блага это наконец осознает и правое правительство.
Обозреватели в основном сходятся во мнении о том, что к десяткам тысяч демонстрантов, вышедших на митинг против власти Фиалы, необходимо прислушиваться и всерьез воспринимать их опасения насчет снижения уровня жизни. Но, быть может, сначала стоит всерьез отнестись к войне Европы с Россией. Пока все продолжается в прежнем духе, промышленность работает на полные обороты, здания подсвечиваются до глубокой ночи и официально никто не сообщает, как конкретно будет экономиться энергия, трудно объяснить людям, что зимой им придется надеть два свитера.
Мы в состоянии войны. Нужно, чтобы люди понимали это, но не только глядя на невыносимо большие счета за электричество и отопление.
Автор — аналитик, руководитель Климатической группы Ассоциации по международным вопросам.