Предпосылки сотрудничества российского и иранского автопрома будут основываться не на экономике

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Намерение России и Ирана о сотрудничестве в области автомобилестроения вызывает оптимизм, пишет Akharin Khabar. Это поможет Москве преодолеть последствия санкций, а Тегерану принесет коммерческую выгоду. Однако не стоит забывать про некоторые сложности, пишет автор.
Иран и Россия намереваются начать сотрудничать в области автомобильного производства. С одной стороны, это хорошая новость, поскольку очень многие политики, чиновники и экспертное сообщество обеих стран довольно долгое время сокрушались относительно того, что сотрудничество России и Ирана в торгово-экономической сфере заметно отстает от области политической. Однако те же эксперты сейчас говорят, что если эта новость и дает повод для оптимизма, то очень осторожного – автомобильная промышленность обеих стран имеет массу проблем. Соответственно, при обсуждении данной новости возникает множество вопросов. Во-первых, будет ли это сотрудничество выгодным для Ирана? Могут ли автозапчасти, производимые в Иране, в их нынешнем качестве, поставляться в Россию? И, наконец, если выгода и будет, то в какой плоскости ее следует искать – в экономической, или, опять же, в политической?
Итак, Иран планирует сотрудничать с Россией в области автомобилестроения. Кажется, намерение работать в данной области с Ираном есть и у России, которой необходимо сейчас каким-то образом преодолевать последствия введенных против нее западных санкций. Как известно, ограничения далеко не в последнюю очередь затронули автомобильное производство: в России ранее просто отсутствовал ряд технологий для создания современных автомобилей. Даже внутреннее российское производство было тесно связано с импортными запчастями. Так что автопром в России сейчас не в лучшем положении, чем и в Иране, где отрасль тоже годами страдала от западных санкций. Далеко не все их последствия удалось преодолеть. А автомобили, которые все же производятся в России, основаны не на самых последних технологиях, а технологиях предыдущих десятилетий.
Выступление президента Исламской Республики Иран на 77-й Генассамблее ООНПрезидент Исламской Республики Иран выступил на 77-й сессии Генассамблеи ООН. Ибрахим Раиси заявил о формировании нового миропорядка и отметил, что стремление к гегемонии представляет большую опасность. Кроме того, он считает, что США не готовы мириться с "самостоятельностью" некоторых стран.
Что касается России, то, как хорошо известно, с начала военного конфликта на Украине автопром в этой стране столкнулся с новыми серьезными проблемами. Кризис начался с ухода брендов и крупных производителей, работавших ранее в России, а сейчас продолжается из-за трудностей с запчастями, которых стало остро не хватать, а также из-за проблем, более серьезных, чем дефицит комплектующих: на автомобилях, производимых в России, перестает работать программное обеспечение.
И вот буквально новость последних дней: еще один крупный производитель продлил приостановку производства автомобилей в России. Речь идет о гиганте автопрома Nissan.
Представитель Nissan заявляет, что завод в городе Санкт-Петербург приостанавливает работу до конца декабря, о чем уже сообщили сотрудникам предприятия. Напомним, завод приостановил работу в марте 2022 года, почти сразу после начала военной спецоперации России на Украине, и первоначально должен был возобновить работу в конце сентября. Однако приостановку производства, как пояснил источник, пришлось продлить фактически до конца календарного года, прежде всего, из-за продолжающихся проблем с получением запчастей из Европы и Японии.

В какой форме может развиваться сотрудничество России и Ирана в области автомобилестроения?

Но, несмотря на отмеченные проблемы, с которыми сейчас сталкивается автопром в России, стоит ли Ирану все-таки поощрять совместное с Россией производство автомобилей? Или, возможно, лучше способствовать ввозу в Иран автомобилей из России? Каким в целом может быть сейчас это сотрудничество?
Вот что говорит Амирхасан Какаи, авторитетный эксперт в области автомобильного производства: сотрудничество двух стран в производстве может сейчас развиваться в различных областях. Например, один поставляет технологии, а у другого есть рынок сбыта и он может делать инвестиции. И, кажется, у производителей комплектующих (в Иране) есть что предложить России.
В опыте (совместного производства), который уже имел место, происходило следующее: компания Renault не поставляла Ирану важные ключевые детали. Поэтому необходимо, прежде всего, расценить, чем именно обе страны собираются дополнять друг друга. Реальность, однако, сейчас такова, что производители автомобилей в Иране не смогут заменить производство Nissan в России. В Иране автомобили иностранной марки собирались в течение многих лет. Но сейчас Иран не сможет собирать ни одну из зарубежных моделей. Поскольку, поясняет Какаи, у Ирана нет доступа к зарубежным технологиям.
Костьми ляжем, но не допустим ИранЕвропейские страны усомнились в приверженности Ирана ядерной сделке, пишет Haqqin. Это поставило под угрозу перспективы восстановления соглашения и подтолкнуло Тегеран к укреплению сотрудничества с Москвой.
Как утверждается, в России сейчас доступен ряд линеек производства двигателей и коробок передач, продолжил эксперт. В распоряжении же Ирана есть производственные линии для кабины и других деталей и комплектующих, исключая, правда, двигатели. Если эти утверждения верны, то сотрудничество в области автомобилестроения можно было бы наладить. Конечно, Иран мог бы помочь России в производстве некоторых деталей для двигателей. Но когда мы говорим о технологиях, то нужно подчеркнуть, что ни Россия, ни Иран не обладают технологиями в области автомобилестроения.

Сотрудничество не будет лежать в экономической плоскости

Как отметил Какаи, не следует проявлять особый оптимизм и полагать, что сотрудничество будет сулить обеим сторонам большие выгоды с экономической точки зрения. Автомобильные производители хорошо сотрудничают и работают, когда их возможности дополняют друг друга. Но в данном случае, (обе) страны потенциально являются не партнерами, а конкурентами, поскольку у обеих есть дешевые энергоносители, и они представляют из себя обширный рынок. Тогда как для удачного сотрудничества нужно, чтобы эти два преимущества были бы у разных сторон, а не у одной и другой одновременно.
Но в связи с тем, что иранские производители сейчас не работают ни с одной страной, продолжил эксперт, то сотрудничество и совместное производство автомобилей можно было бы считать позитивным моментом. Идея, безусловно, хорошо выглядит с политической точки зрения. Но, увы, это не так с точки зрения экономической. Ответственные лица двух стран могут, конечно, довести план до стадии конкретной реализации. Но какая-то одна из сторон будет неизбежно терпеть убытки, разъясняет Какаи.
Ведь многие идеи, по словам специалиста, могут выглядеть весьма привлекательными лишь в теории. К примеру, совместное производство Logan-90 в Иране задумывалось как создание объединенной платформы. Но в итоге общую платформу не создали, и производилась только одна модель. И едва ли будет иметь место возобновление попыток создать общую российско-иранскую автомобильную платформу. Если дело все же дойдет до стадии реализации, проект может постичь та же участь – будет производиться лишь одна модель L-90. В совместном автомобилестроении необходимо строить планы на долгосрочную перспективу. Но эти две страны вряд ли смогут рассчитывать друг на друга, если речь идет о долгосрочных проектах, предполагает эксперт.

Качество производимых в Иране комплектующих колеблется…

Могут ли автопроизводители и производители запчастей в Иране экспортировать свою продукцию? Будет ли высоким качество продукции, предназначенной на экспорт?
Как пояснил Какаи, у некоторых производителей комплектующих есть возможность экспортировать продукцию в Россию. Если сотрудничество будет представлять собой экспорт иранских автомобилей в Россию, то оно будет полезным. Но пока форма сотрудничества еще не определена, и нельзя сказать, каким именно она будет. В этом вопросе до сих пор очень много неизвестных и потому маловероятно, что сотрудничество будет на долгосрочную перспективу.
Забудьте про Су-35. Лучшим российским истребителем для Ирана может стать спроектированный для Индии МиГ-29UPGИран рассматривает вопрос о закупке у России истребителей Су-35С. Но Су-35 — тяжелый и самый дорогостоящий незападный истребитель, поэтому его потенциальное место в ВВС Ирана остается под вопросом, пишет MWM. По мнению автора, с учетом стоящих задач Тегерану следует обратить внимание на модернизированные МиГ-29.
Качество производимых в Иране комплектующих довольно непостоянно и колеблется, соответственно, может быть высоким, добавил Какаи. Однако, по его словам, иранские производители часто не имеют финансовых возможностей возможности заказывать качественные детали, соответственно, не используют в производстве качественные комплектующие.

Сотрудничество в пользу России?

Проблему российско-иранского сотрудничества в области автопрома также прокомментировал и бывший президент иранской автомобильной группы "Сайпа" (SAIPA) Саид Мадани: "Вероятно, эти связи будут больше в пользу России, однако не сколько в коммерческой плоскости, сколько в плане возможного появления новых технологий или моделей. У Ирана же от этого (сотрудничества) едва ли появятся новые технологии или модели. Зато это сотрудничество будет иметь для Ирана коммерческую выгоду и позволит (Ирану) заработать на этом деньги".
Получаемый Ираном доход, продолжил бывший директор "Сайпа", может в итоге дать возможность отечественным производителям компенсировать убытки и повысить качество продукции. А будет качество – будет и рост экспорта, подытожил Мадани и подчеркнул, что Иран сможет в итоге на равных конкурировать с прочими известными производителями автомобилей в разных странах мира.
Обсудить
Рекомендуем