Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор левой газеты "Юнге вельт" задается вопросом: а так ли уж един "свободный мир" Евросоюза? Оказывается, Франция и Германия чуть ли не дерутся из-за военных контрактов и субсидий энергоемким отраслям. Прибыли каждый тащит себе. А вот на экологию они плюют вместе.
Разногласия – главная форма существования того, что в пиаровском варианте называют "германо-французской дружбой". Берлин и Париж едины во мнении только в одном: если хочешь продавить свои интересы в мировой политике, то в качестве усиливающего фактора необходим ЕС. То есть все согласны на словах, что нужно действовать сообща, как "друзья", – это нравится публике. Но на этом хваленая общность заканчивается. Потому что интересы, которые необходимо продавливать, были и остаются национальными, и они сильно различаются к западу и к востоку от Рейна. Именно этим объясняется то, что самое зримое выражение так называемой дружбы – это постоянные политические кулачные бои и экономическая поножовщина.
Вот так и теперь. На этот раз спор между Германией и Францией привел к тому, что двусторонние правительственные консультации, намеченные на следующую среду, внезапно были перенесены на другой срок. Якобы по некоторым вопросам "еще не получилось" достичь единого мнения, – пояснил официальный представитель правительства в Берлине. Обе стороны договорились перенести встречу на январь – да и то только в том случае, если к тому времени будет достигнут компромисс.
Некоторые разногласия носят застарелый характер. Так, например, не ладятся дела c самым важным проектом военной промышленности ЕС – высокотехнологичным, компьютеризированным супер-истребителем FCAS, который должен будет действовать в сопровождении многочисленных боевых дронов. Проект начали разрабатывать концерн Dassault (Франция) и военное подразделение компании Airbus (Германия), но теперь к нему подключилась Испания. В результате прибыль компании Dassault сократилась, а так как концерн располагает всеми технологическими возможностями, чтобы построить истребитель самостоятельно, он грозит выйти из проекта. В свою очередь Берлин усиленно работает над проектом общеевропейской системы ПВО European Sky Shield Initiative (ESSI), не планируя использовать французско-итальянскую противоракетную систему SAMP/T. Предполагается, что в ESSI будут задействованы немецкие, израильские и американские системы. Париж от этого вне себя.
В последнее время возникли и другие противоречия. Во Франции с неодобрением говорят о решении канцлера ФРГ Олафа Шольца выделить 200 миллиардов евро на поддержку немецкой энергетической сферы. В Париже жалуются, что Германия, мол, таким образом использует свое финансовое превосходство, чтобы создать себе преимущества, нечестно обходя внутриевропейских конкурентов на якобы ровной беговой дорожке рыночной экономики.
В свою очередь Париж блокирует планы строительства газопровода Midcat, через который предполагается перекачивать сжиженный газ из испанских портов на восток. Помимо этого, Франция, как и другие государства ЕС, в ярости от того, что Германия в разгар острого энергетического кризиса останавливает свои атомные электростанции. И это в то самое время, когда находящиеся у власти в Берлине "Зеленые" не видят никакой проблемы в том, что газопровод Midcat будет проходить через природные заповедники на Пиренеях. Когда же президент Эммануэль Макрон заявил, что Париж не начнет ядерной мировой войны, если Москва применит на Украине тактическое ядерное оружие, это и вовсе вызвало волну возмущенных комментариев в Германии: почему это французы не хотят взорваться вместе со всеми? То есть ругань идет постоянно, такая вот странная "дружба" получается.
Йорг Кронауэр (Jörg Kronauer)