Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Варшава движется к Полекситу, пишет Trybuna. От этого пострадает прежде всего она сама, так как останется в Европе одинокой, а ее великодержавные потуги будут больше похожи на судороги. Да и для США Польша за пределами ЕС совсем не интересна.
Максимилиан Подставский (Maksymilian Podstawski)
Многочисленные знаки на земле и на небе указывают на то, что Польша движется к Полекситу. О том, кто этому способствует, сказано и написано немало. Есть соблазн порассуждать, в какой степени этому поспособствовала и оппозиция, но в данный момент нас интересуют скорее последствия возможного Полексита для Польши и Центральной Европы, а не поиск очередных виновников.
От Полексита пострадает, естественно, Польша, однако ущерб будет нанесен и процессу интеграции Центральной Европы. Такие формы сотрудничества, как Вышеградская группа или "Инициатива трех морей", возможно, не перестанут функционировать, однако с оставшейся в одиночестве и предоставленной самой себе Польшей как с партнером для переговоров и совместных действий оставшиеся в этих организациях государства считаться перестанут.
Американцы не будут финансировать "Три моря"
В случае "Инициативы трех морей" трудно представить, например, использование Польшей средств ЕС. Возможно, тогда в Польше возродится уже забытая идея о том, чтобы "Инициатива трех морей" работала против Евросоюза, однако без участия в европейских проектах сама инициатива теряет смысл. Американцы такой проект финансировать не будут, тем более что он будет направлен против Германии и ЕС, что в настоящее время не целесообразно. В некоторых американских аналитических центрах (Джордж Фридман/George Friedman) еще несколько лет назад можно было услышать мнение о желательности создания сильной Центральной Европы под польским руководством (Фридман писал о так называемом "польском блоке"). Эта идея была направлена на недопущение политического и экономического объединения России с Германией и Францией, предотвращение раздела Центральной Европы между Россией и Германией. Такая перспектива германо-российского господства в Центральной Европе, конечно же, не соответствовала интересам Америки и странам Центральной Европы.
США объединили Запад
Однако, в настоящее время, что касается отношений США с Германией и Евросоюзом, ситуация совершенно иная. В условиях российской спецоперации против Украины США (президенту Байдену) удалось объединить весь Запад. Западная Европа, похоже, все лучше понимает, что зависимость от российских энергоносителей была ошибкой. Как и наращивание мощи Германии и Евросоюза за счет российской дешевой энергии и сырья. Это не значит, что в американской политике в отношении Центральной Европы от мышления Фридмана уже не осталось и следа; американцы поддерживает интеграцию Центральной Европы, поддерживает "Инициативу трех морей", им не мешает Вышеградская группа (если она еще существует), они укрепляют свое присутствие в Польше и на всем восточном фланге, и активно вооружают Польшу, которая платит Америке большие деньги за военную технику. И все это с польской точки зрения выглядит правильным и логичным. Одновременно политика Германии и Франции постепенно приобретает проатлантическую форму.
Что скрывается за неприязнью Качиньского к Германии?
Вызывает вопрос очень заметная, мягко говоря, неприязнь правящих Объединенных польских правых сил к Германии. За этой неприязнью, возможно, кроется разочарование результатами выборов в США, в которых победил Джо Байден, а не Дональд Трамп. Хотя демократическая администрация оказывает Польше бóльшую поддержку, чем республиканцы. У республиканцев есть шанс укрепить свои позиции в Конгрессе, и с этим нужно считаться. Каковы шансы Дональда Трампа на следующих выборах? Не знаю, будут ли нынешние наши власти рады улучшению отношений США и России в случае победы Трампа. Был бы рад такому повороту дела президент Украины, украинское общество, мощная украинская диаспора в Польше и других странах, например, в Канаде? Обеспечит ли ставка на антинемецкие настроения партии "Право и справедливость" успех на выборах в 2023 году?
Польша угрожает направить на ЕС "все свои пушки" в споре о верховенстве законаРуководство Польши ужесточило свою позицию по отношению к Брюсселю в противостоянии о "верховенстве закона", пишет Guardian. Сообщается, что Варшава готова сформировать коалицию для смещения Урсулы фон дер Ляйен с поста главы Еврокомиссии.
09.08.202200
Вопросов и сомнений много
Чтобы ситуация в Европе изменилась в благоприятную для России сторону, достаточно победы на очередных парламентских выборах европейских крайне правых партий. При этом возможны совершенно забавные сценарии; представьте себе, что "Право и справедливость" победит на выборах, сделав ставку на антинемецкие настроения, а затем, после выборов, сделает кульбит (подобные кульбиты уже имели место в прошлом) и прекратит нападки на Германию, выполнив все требования Евросоюза, чтобы получить финансирование. Это нужно будет делать срочно, поскольку деньги к концу 2023 года могут исчезнуть безвозвратно! Последнее было бы возможно, если бы выборы в наш парламент состоялись несколько раньше, а Объединенные правые победили бы без присутствия в рядах своей партии господина Збигнева Зёбро (Zbigniew Ziobrо).
Здесь стоит вспомнить идеи профессора Збигнева Бжезинского, который не представлял себе плохих польско-немецких отношений, а в хороших отношениях с Германией видел залог процветания Польши. Его сын, посол США в Польше, господин Марк Бжезинский (Mark Brzeziński), вероятно, имеет схожее мнение. Однако сценарий может быть и другим. В Польше побеждает польская оппозиция, позитивно настроенная в отношении американских демократов, а в Штатах республиканцы и Дональд Трамп – в этом случае президенту Дуде будет легче (пока не закончится его срок) договориться с республиканской администрацией. Пришедшая к власти в Польше оппозиция столкнулась бы с трудностями в отношениях с республиканцами. Польским послом перестанет быть благосклонный к нашей стране и знающий наш регион Марк Бжезинский. Республиканская администрация направит сюда своего представителя. Идеальная для польской оппозиции ситуация – это ее победа на парламентских выборах в Польше, а в Америке – победа очередного демократического президента. При этом отрадно, что не все республиканцы в Конгрессе разделяют крайне популистские взгляды Трампа и его сторонников.
Полексит и Украина
Как возможный Полексит повлиял бы на конфликт на Украине – в его процессе и после его окончания? Польша в любом случае остается членом Североатлантического альянса, и лишь это членство будет еще связывать нас с Западом. Это важно, однако с Польшей больше не будут считаться ни в одной центральноевропейской региональной группе. Останется Альянс, контуры которого вырисовываются сейчас так: США, Великобритания, Польша и Украина. Это много, но этого мало, чтобы Польша стала полноценным партнером для Украины, которая, в отличие от Польши, в скором времени окажется в Европейском союзе, а может быть, и в НАТО. Польша останется в Европе одинокой, а ее великодержавные потуги будут похожи на судороги.
Польша, не состоя в Европейском союзе, станет слишком зависимой от Соединенных Штатов. При этом государством, которое постепенно начинает играть все более значительную роль в Центральной Европе, имея поддержку как ЕС, так и США, будет Украина, а не Польша. Украинская элита в стране и за рубежом отличается исключительной последовательностью, трезвостью мышления и эффективностью действий. Чего, пожалуй, нельзя сказать о польской. В этом не было бы ничего страшного, если бы не опасение, что в случае отсутствия политической и экономической поддержки со стороны ЕС Соединенные Штаты перестанут оказывать Польше какую-либо поддержку – для них будут иметь значение только страны, входящие в Евросоюз.
США могут пожертвовать Польшей?
Фридман в одном из своих текстов заявил, что государства в рамках своей глобальной политики готовы принести в жертву существующего союзника, когда тот начнет им угрожать. Польша никогда не будет угрожать Штатам, но "договориться" с Россией в будущем за счет "державной" Польши США могут, возможно, и за счет Украины... Достаточно выгодной для демократического мира смены правительства в России.
Такого неблагоприятного хода событий Польша может избежать, оставаясь членом Европейского союза и участвуя в процессе центральноевропейской интеграции. В этом контексте стоит еще раз вспомнить профессора Збигнева Бжезинского, который видел в будущем Россию союзником Запада. Россия, по его мнению, опасаясь китайской доминации (не забываем о Сибири!), присоединится к Западу.
Подобное видение России в контексте Запада имел и Иоанн Павел II, который называл Россию восточным легким христианства. В связи с этим, вспомним интенсивный диалог пап, в том числе Иоанна Павла II, с Россией, с президентом Путиным и русским православием, о чем я в свое время писал. Этот сценарий (Россия как союзник Запада) пока не работает, но неизвестно, что произойдет после ухода Путина и окончания конфликта на Украине. Конечно, никто не знает, когда он закончится. Если это будет "замороженный конфликт", время от времени повторяющийся, то цели Украины – вступление в Евросоюз и НАТО – под угрозой. У России много замороженных конфликтов, способна ли она справиться со всеми одновременно? Войны на Кавказе она вела с перерывами в течение примерно ста лет и фактически ведет их до сих пор. А граница с Китаем – навечно ли она безопасна?
Как себя обезопасить Польше?
Оставаясь в Евросоюзе, Польша будет невосприимчива ко всем возможным опасным потрясениям и бедам. Первое средство от них – интегрированная Центральная Европа (возможно, включая Украину), входящая в состав ЕС. Напомним здесь политическую дефиницию Центральной Европы –это территория между Россией, Германией, Италией и Турцией. Все чаще в эту зону включается Скандинавия.
Вторым средством является продолжение членства Польши в Евросоюзе и участие Польши в благоприятном для нашей страны процессе превращения Союза в конфедерацию. Мне кажется, что именно в конфедерацию, а не в Союз суверенных государств, как хочет "Право и справедливость", и не в федерацию, к чему, похоже, стремится Брюссель. Этой проблемой должны срочно и системно заняться не только польские политики, но, прежде всего, конституционалисты – профессора польских вузов. Их взгляды на этот вопрос должно быть известны всему польскому обществу, которому следует участвовать в обсуждении этого вопроса.