Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Никакие поставки западного вооружения не изменят расстановку сил в ходе СВО, заявил в интервью Emma бывший советник по военной политике экс-канцлера ФРГ Ангелы Меркель, отставной немецкий генерал Эрих Вад. Он подчеркнул, что "Россия просто так с географической карты не исчезнет".
Эрих Фад (Erich Vad) — бригадный генерал в отставке, c 2006 по 2013 год военный советник канцлера Ангелы Меркель. Генерал Фад — один из немногих, кто с самого начала публично высказывался против поставок оружия Украине при отсутствии политической стратегии и дипломатических усилий. И сейчас он говорит неудобную правду.
— Господин Фад, как вы относитесь к только что заявленной канцлером Шольцем поставке 40 БМП "Мардер" на Украину?
— Это акт военной эскалации, в том числе и с точки зрения русских. Даже несмотря на то, что 40-летние "Мардеры" не являются чудо-оружием. Мы вступаем на скользкую дорожку. Это может привести в движение процессы, которые мы не сможем контролировать. Конечно, по-прежнему верно поддерживать Украину, и, конечно, действия Путина противоречат международному праву. Но мы должны, наконец, подумать и о последствиях!
— А какими могут быть последствия?
— Каких целей хотят добиться поставками этих БМП? Склонить кого-то к переговорам? Отвоевать назад Донбасс или Крым? Или вообще победить Россию? Никакой реалистичной формулировки конечных целей нет. А без политической стратегии поставки вооружения — милитаризм чистой воды.
— Что это значит?
— С военной точки зрения мы находимся в патовой ситуации, которую нельзя разрешить военными средствами. Кстати, того же мнения придерживается и глава штаба Армии США Марк Милли (Mark Milley). Он сказал, что военной победы Украины ожидать не приходится и что переговоры — единственно возможный выход. Все остальное — бессмысленная трата человеческих жизней.
— Высказывание генерала Милли вызвало неудовольствие в Вашингтоне и шквал критики в публичном пространстве.
— Он высказал неудобную правду. Правду, о которой, кстати, в немецких СМИ никакой информации практически не было. Об интервью генерала Милли на канале CNN особо нигде не сообщалось, а ведь он — председатель Объединённого комитета начальников штабов ведущей западной державы. То, что происходит на Украине — борьба на истощение, в ходе которой уже погибло и было ранено множество солдат с обеих сторон, потеряли жизни 50 тысяч мирных жителей, а миллионы людей стали беженцами. Милли провел параллель с Первой мировой войной, и более наглядного сравнения трудно себе представить. Во время Первой мировой войну только так называемая "Верденская мясорубка", задуманная как битва на истощение, погубила почти один миллион молодых французов и немцев. Нежелание участников воинствующих сторон вступить в переговоры привело к бессмысленной гибели миллионов людей. Эта военная стратегия не сработала тогда, не сработает она и сейчас.
— Но и вы подверглись нападкам за призывы к переговорам.
— Да, так же как и генеральный инспектор бундесвера генерал Эберхард Цорн (Eberhard Zorn), который летом предостерегал от переоценки региональных наступлений украинцев. Военные специалисты, которые знают, как работают спецслужбы, как выглядит ситуация на местах и что война означает на самом деле, практически исключены из дискурса. Они не годятся для медийного формирования общественного мнения. Мы наблюдаем сейчас настолько широкомасштабную унификацию мнений в средствах массовой информации (СМИ), какую я еще никогда не видел в Федеративной республике. Это чистой водой манипуляция общественным мнением. И притом это происходит не по заданию государства, как это принято в тоталитарных режимах, а исключительно по инициативе самих СМИ.
Треугольник Германия – Китай – Россия на УкраинеБерлин бросает вызов Вашингтону, поддерживая конструктивное взаимодействие с Пекином и видя в нём уникального миротворца на Украине, считает автор Asia Times. Германия не может позволить США уничтожить ее партнерство с Китаем — иначе она превратится в их вассала.
26.12.202200
— СМИ нападают на вас широким фронтом, начиная от Bild и кончая FAZ и Spiegel, а заодно и на 500 тысяч человек, подписавших Открытое письмо канцлеру, инициированное Алисой Шварцер (Alice Schwarzer)*.
— Верно. К счастью, у Алисы Шварцер есть собственное независимое СМИ, с помощью которого она вообще сумела открыть этот дискурс, то есть начать разговор на запретную тему. В центральных масс-медиа это не сработало бы. При этом большинство населения, согласно последним опросам, уже давно против дальнейших поставок вооружения. Но об этом СМИ не сообщают. Честного и открытого разговора на тему Украины больше не существует, и я считаю это абсолютно неприемлемым. Это показывает мне, насколько прав был Гельмут Шмидт. В одном из разговоров с Ангелой Меркель он сказал: Германия была и остается нацией, находящейся под угрозой.
— Как вы расцениваете политику министра иностранных дел Анналены Бербок?
— Военные операции всегда должны быть связаны с попытками добиться политических решений. Одномерность нынешней внешней политики Германии неприемлема. Она слишком сильно сфокусирована на оружии. При этом главной задачей внешней политики был и остается поиск дипломатических решений, баланса интересов, взаимопонимания и стремление к разрешению конфликтов. Сейчас я этого не вижу. Я рад, что у нас, наконец, пост министра иностранных дел занимает женщина. Но, чтобы быть настоящим главой дипломатического ведомства, недостаточно заниматься только воинственной риторикой и разгуливать по Киеву и Донбассу в шлеме и бронежилете. Этого слишком мало.
— При этом Бербок — член партии "Зеленых", бывшей когда-то партией мира.
— Мутацию "Зеленых" от пацифистской партии к партии войны я вообще не понимаю. Я не знаю ни одного "зеленого" политика, который вообще когда-нибудь служил в армии. Для меня Антон Хофрайтер (Anton Hofreiter) — самый яркий образчик подобной двойной морали. А вот Антье Фольмер (Antje Vollmer), которую я отнес бы к "истинным" Зеленым, называет вещи своими именами. Вот вам факт: одна-единственная партия обладает таким политическим влиянием, что способна ввергнуть нас в войну. И этот факт наводит на невеселые мысли.
— Если бы канцлер Шольц пригласил вас на работу из команды своей предшественницы и вы стали бы военным советником канцлера, то что бы вы ему порекомендовали в феврале 2022 года?
— Я бы порекомендовал ему оказывать Украине военную помощь, но дозированно и обдуманно, чтобы избежать скатывания страны в число участников конфликта. Я бы посоветовал ему воздействовать на нашего самого главного политического союзника — США. Потому что ключ к миру находится в Вашингтоне и Москве. Мне нравится курс канцлера в последние месяцы. Но "Зеленые", СвДП и гражданская оппозиция, поддерживаемые воинственно настроенными СМИ, оказывают на канцлера такое давление, которое он едва ли способен выдержать без уступок.
— А что будет, если на Украину поставят и "Леопарды"?
— Тогда вновь встанет вопрос, что собственно должно произойти в результате поставок этих танков. Для того чтобы отвоевать Крым или Донбасс, "Мардеров" и "Леопардов" недостаточно. На востоке Украины, в районе Бахмута, русские однозначно наступают. Весьма вероятно, что в ближайшее время они полностью завоюют Донбасс. Достаточно просто представить себе численное превосходство русских над украинцами. Россия способна поставить под ружье до двух миллионов резервистов с соответствующей техникой. Запад может послать туда 100 "Мардеров" и 100 "Леопардов", но они не изменят общей военной ситуации. И при этом самый главный вопрос таков: как можно разрешить подобный конфликт с воинственно настроенной ядерной державой — кстати, самой сильной ядерной державой в мире! — не рискуя начать Третью мировую войну. Но именно это не помещается в головах немецких политиков и журналистов!
— Они аргументируют это тем, что Путин не хочет идти на переговоры, его нужно поставить в рамки, иначе он не прекратит бесчинствовать в Европе.
— Действительно русским необходимо дать понять: вот до сих пор и ни шагу дальше! Действия русских сейчас не должны стать прецедентом. Поэтому совершенно правильно, что НАТО расширяет свое присутствие в Восточной Европе и что Германия участвует в этом процессе. Но в то, что Путин не хочет вести переговоров, верится с трудом. Обе стороны — как русские, так и украинцы — были еще в конце марта-начале апреля готовы заключить мирное соглашение. Но из этого ничего не получилось. Тем не менее, русские и украинцы сумели даже в военных условиях договориться о зерновой сделке при содействии ООН.
— Но сейчас гибель людей продолжается.
— Можно и дальше изматывать русских, что приведет к гибели сотен тысяч людей с обеих сторон и к дальнейшему разрушению Украины. Что вообще останется от этой страны? Ее сравняют с землей. В конечном итоге, это не выход и для Украины. Ключ к решению этого конфликта находится не в Киеве и не в Берлине, не в Брюсселе или Париже, он — в Вашингтоне и Москве. Наивно говорить, что Украина должна сама решать свою судьбу.
Запад намерен отправить на Украину танки, нарушая очередное табуЗапад опасается, что у Украины осталось мало времени на подготовку к новому российскому наступлению и торопится передать ей новое вооружение, пишет NYT. Киеву могут отправить танки. Ранее Запад их не поставлял из-за опасений эскалации.
13.01.202300
— Утверждая подобное, в Германии легко угодить в сторонники теории заговора.
— Я — убежденный сторонник трансатлантизма. Скажу честно: если дадут выбирать, я лучше буду жить под американским господством, чем под русским или китайским. Но нынешняя глобальная по сути война была в своем начале лишь внутриполитическим конфликтом на Украине. Он начался в 2014 году между проживавшими на Украине русскоязычными этническими группами и украинцами. То есть, долгое время это была гражданская война... А теперь она переросла в борьбу за независимость Украины и ее территориальную целостность. Все это правильно. Но это не вся правда. Это еще и прокси-война между США и Россией, и в ней речь идет о совершенно конкретных геополитических интересах в черноморском регионе.
— О каких конкретно?
— Черноморский регион так же важен для русских и их Черноморского флота, как Карибский бассейн или панамский регион важны для США и их ВМФ. Так же важен, как Южно-Китайское море и Тайвань для Китая. Так же важен, как "зона безопасности" для Турции, которую она в нарушение международного права создала для защиты от курдов. На этом фоне и по стратегическим причинам русские не могут покинуть этот регион. Даже если отвлечься от того факта, что в случае приведения референдума в Крыму население наверняка выскажется в пользу России.
— Что же делать дальше?
— Если русские в ходе массированной западной интервенции будут вынуждены покинуть черноморский регион, то тогда они — прежде чем уйти с мировой арены — совершенно точно пустят в ход ядерное оружие. Я считаю, что наивно думать, будто Россия никогда не решится применить ядерное оружие, что она якобы "лишь блефует".
— Каким же может быть решение?
— Нужно просто спросить людей в этом регионе, то есть в Донбассе и в Крыму, к какому государству они хотят относиться. Нужно восстановить территориальную целостность Украины с определенными гарантиями со стороны Запада. Русским также нужна подобная гарантия, то есть отказ от членства Украины в НАТО. С саммита 2008 года в Бухаресте ясно, где для русских проходит красная линия.
— А что с вашей точки зрения может сделать Германия?
— Нам нужно так дозировать нашу военную помощь, чтобы не соскользнуть в Третью мировую войну. Никто из тех, кто в 1914 году с обеих сторон с восторгом отправился в окопы, не считал потом, что это было правильным решением. Если целью является независимая Украина, то с учетом перспективы нужно спросить себя, каким должен быть порядок в Европе с вовлечением в него России. Ведь Россия просто так с географической карты не исчезнет. Мы не должны допустить, чтобы русские оказались в объятиях китайцев, потому что это изменит мировой порядок не в нашу пользу. Нам нужна Россия как ведущая сила в многонациональном государстве, чтобы не допустить там распрей и войн. И честно говоря, я не могу себе представить, чтобы Украина стала членом ЕС и тем более НАТО. Ведь на Украине, как и в России, мы наблюдаем сильнейшую коррупцию и всевластие олигархов. И то, что мы совершенно справедливо осуждаем в Турции, а именно нарушение принципов правового государства, мы имеем и на Украине.
— Как вы считаете, господин Фад, что нас ожидает в 2023 году?
— В Вашингтоне должен сформироваться широкий антивоенный фронт. А безумный акционизм в немецкой политике должен, наконец, прекратиться. Иначе однажды утром мы проснемся и обнаружим, что вокруг нас Третья мировая война.
Примечание
* В апреле прошлого года журналиста Алиса Шварцер вместе с множеством немецких деятелей культуры направила канцлеру Германии Олафу Шольцу открытое письмо с призывом отказаться от отправки военной техники Украине и содействовать мирным переговорам.