Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Перед Вучичем встал выбор — принять план Европы или столкнуться с последствиями, которые навредят его стране, пишет Seznam zprávy. Вероятно, сербский лидер и согласился бы на размен Косово, но тут он вступает в некоторое противоречие с собственным народом.
Лавирование Александра Вучича между ЕС и Россией, возможно, заканчивается. Тем не менее Западу стоит проявить осторожность. Если международные силы уйдут с Балкан, никто не сможет гарантировать, что там не начнется война.
"С самого начала мы говорили, что мы не способны и не можем поддерживать российскую спецоперацию на Украине", — заявил на прошлой неделе сербский президента Александр Вучич в интервью американскому "Блумбергу", где считают, что тем самым он подтвердил сербское дистанцирование от российской агрессии. "Крым для нас — Украина, и Донбасс — Украина, и так и останется", — также сказал президент Сербии.
Правда, Сербия уже не первый раз отмежевывается от одного из своих ближайших союзников. Например, когда в конце сентября Владимир Путин подписал договоры о присоединении четырех украинских регионов к России, кроме западных держав, свое несогласие высказала и эта балканская страна.
"Мы не всегда в восторге от их позиции", — сообщил далее агентству "Блумберг" по поводу России Александр Вучич. "У нас традиционно добрые отношения, но это не означает, что мы поддерживаем каждое решение или большинство решений, которые исходят от Кремля", — добавил президент государства, которое теперь намерено помочь Украине в поддержании энергетической системы.
На прошлой неделе Александр Вучич сделал еще одно "антироссийское" заявление. Но на этот раз уже более конкретное. Российская частная военная компания известная под названием "Вагнер" опубликовала в Сербии объявление и объявила набор бойцов для вооруженного конфликта на Украине. Но Александру Вучичу это не понравилось, и вся эта история кульминировала его выступлением по телевидению.
"Почему вы, из "Вагнера", приглашаете кого-то из Сербии, если знаете, что это против наших правил?" — задал он риторический вопрос с возмущением, ссылаясь на законы, которые запрещают сербским гражданам участвовать в конфликтах за рубежом. И если кто-то из них уже воевал бок о бок с русскими, то делал это без официального разрешения.
Тем не менее на протяжении столетий Сербию и Россию связывают братские узы, которые основаны на общем славянском и православном наследии. Например, в XIX веке во времена российской имперской политики Россия делала ставку на поддержку на Балканах именно православных народов. Некоторым это внушило мысль, что Россия всегда была для них другом и помогла отвоевать независимость.
Подобные сантименты свойственны сербам, по-видимому, и сегодня. Согласно опросу Белградского центра политики безопасности, проведенному прошлой осенью, 50,5% общества считают Россию важнейшим партнером их государства, а 65,8% даже называют Россию лучшим другом Сербии.
В связи с этим стоит напомнить и то, что сербы, несмотря на неоднократные призывы, так и не поддержали западные санкции против России. Учитывая, что на прошлой неделе Александр Вучич выразил несогласие с шагами Владимира Путина на Украине, напрашивается вопрос, как воспринимать последние заявления сербского президента?
Хамелеон Вучич
Ответ, который опровергает потенциальный раскол между союзниками, дает сам Александр Вучич. "Сербский президент — это человек, который оставляет все двери открытыми", — объяснила в интервью "Сезнам справы" Вера Стоярова, которая работает в университете имени Масарика в Брно и специализируется на проблематике безопасности на Западных Балканах.
"Он продолжит попытки балансировать между всеми сторонами, то есть Россией и ЕС. Кстати, он давно уже этим занимается. И если сейчас он говорит, что восток Украины украинский, то это не означает, что завтра он не опровергнет собственные слова", — добавила политолог. И хотя спецоперация на Украине подорвала отношения между Сербией и Россией, это отнюдь не конец дружбы, как считает Вера Стоярова.
Российское и китайское влияние на Балканах
Жонглировать отношениями с восточными и западными державами Александру Вучичу удается уже несколько лет.Тем самым он подготовил почву для значительной финансовой помощи от ЕС, а также важных торговых соглашений с Китаем и Россией, которых он рассматривает как альтернативу западным странам.
Например, российская нефть и газ образуют костяк энергетического сектора его государства. Газ для России превратился и в инструмент, с помощью которого она после 2008 года начала обосновываться на Балканах. Помимо Сербии, от российского газа очень зависят, например, Болгария и Северная Македония.
В том же году Россия привязала к себе и Сербию. В тот год Белград, в общем-то, за бесценок продал свою нефтяную промышленность, и мажоритарным владельцем компании "Нефтяная индустрия Сербии" стала компания "Газпромнефть", которая входит в российский энергетический гигант "Газпром".
Стоимость сделки достигла более 450 миллионов долларов, и российская компания обязалась инвестировать в фирму как минимум еще 600 миллионов. Критики уже в то время утверждали, что компанию продали слишком дешево, и что тем самым Белград расплачивался с Москвой за ее дипломатическую поддержку в вопросе Косово, которое в начале 2008 года объявило свою независимость от Сербии.
"Александр Вучич — хамелеон, и лично я ему во многих вопросах особо не доверяла бы. Все зависит от того, что Европейский Союз может предложить Александру Вучичу, а если он не сможет ему предложить полноценное членство в своих рядах, то он всегда будет играть на две стороны. Причем не только на стороне России, но и Турции и кого угодно еще, кто будет ему полезен", — заявила Вера Стоярова.
Будет ли Москва сложа руки наблюдать, как Вучич "играет по правилам Запада"?Если Сербия совершит разворот, согласившись более интенсивно и по новым правилам сотрудничать с Западом при решении проблем с Косово, то неизбежно последует российское наказание, пишет Danas. Ведь этот факт будет означать начало дистанцирования от Москвы, а она этого не допустит.
26.01.202300
Глава "Европейский Союз"
Членства в Европейском Союзе Сербия ожидает уже несколько лет. Причем заявку на статус кандидата Сербия подала еще в декабре 2009 года, а присвоили его в марте 2012 года. Как и другие лидеры балканских стран, чьи дела в этом смысле идут не многим лучше, Александр Вучич не раз публично сожалел о том, что европейский блок не спешит расширяться.
Еще на прошлой неделе президент Сербии говорил, что настроен "пессимистично" насчет скорого вступления Сербии в ЕС, и что его страна уже не так уж и рвется в члены Евросоюза. Чтобы добиться в этом смысле успеха, Сербия обязана, например, нормализовать отношения с Косово и согласовать свою внешнюю и оборонную политику с политикой Брюсселя, что подразумевает, в частности, и поддержку санкций против России.
Однако в понедельник Александр Вучич заявил, что в вопросе Косово готов на определенный компромисс, и что Сербия без членства в ЕС будет "потерянным в экономическом и политическом смысле государством". Тем не менее стоит подчеркнуть, что сказать это его заставил тот выбор, перед которым его поставили западные переговорщики.
Косово и Сербия
С 1999 года в Косово находится координируемая Североатлантическим альянсом миссия "Силы для Косово", которая насчитывает около 3770 бойцов из трех десятков государств. Миссия призвана разряжать напряженность, которая все еще сохраняется между преобладающими косовскими албанцами и сербским меньшинством. Также в стране действует специальная миссия Европейского Союза EULEX.
Сербия утратила контроль над Косово в 1999 году, когда вывести сербские силы из Косово Белград заставили налеты Североатлантического альянса. Независимость же Косово объявило в 2008 году, хотя ее признала всего половина членов ООН, среди которых США и большинство государств ЕС, включая Чехию.
Напротив, самостоятельность Косово не признает Россия, Китай и Украина, как и четыре государства-члена Североатлантического альянса: Румыния, Испания, Греция и Словакия.
Германия и Франция еще в прошлом году высказали предложение, которое могло бы успокоить косовско-сербские воды. Они предложили Белграду прекратить лоббировать против членства Косово в международных организациях. Таким образом, перед Александром Вучичем в итоге встал выбор — принять этот план или столкнуться с последствиями, которые в конце концов могут очень навредить его стране и, в том числе, положить конец переговорам о вступлении в Европейский Союз.
Но тут сербский президент вступает в некоторое противоречие с собственным народом. Согласно опросу организации CRTA, проведенному прошлой осенью, более трети граждан (36%) равнодушны к вступлению их страны в ЕС, а 28% приветствовали бы такой шаг. У 33%, однако, вступление в ЕС вызывает опасения.
Вучич: нам нужен мир и ответственный подходЕвропа де-факто находится в состоянии войны, что бы ни говорили ее политики, заявил президент Сербии Александр Вучич. Белград в конфликте России и Украины – жертва Запада, который хочет, чтобы в Сербии и на Западных Балканах было так, как нужно именно ему, добавил он. Его обращение к гражданам опубликовано на YouTube-канале РТС.
24.01.202300
Что касается прекращения переговоров с блоком о вступлении, то 43% сербских граждан по этому поводу даже не расстроились бы.
Что касается Косово, то опрос BCSP показал, что 45,5% сербов отдают во внешней политике предпочтение именно этому вопросу и считают его "крайне важным". 52,3% опрошенных уверенны, что Сербия не должна признавать Косово независимым государством.
И здесь в умах общественности на первый план снова выходит Россия, которая заверяет Сербию, что готова предоставить ей гарантии того, что Косово никогда не получит полное международное признание. Поэтому в таких условиях сербскому правительству очень трудно предпринимать антироссийские шаги, поскольку оно не может себе позволить выглядеть менее рьяным поборником территориальной целостности, чем Кремль.
Несмотря на не слишком радужные перспективы, Александр Вучич, как считает политолог Вера Стоярова, остается единственным сербским политиком, который сегодня способен "продать" своему народу членство в Европейском Союзе в обмен на Косово.
"Я по-прежнему думаю, что если бы ЕС сказал: "Вучич, завтра мы примем вас в Европейский Союз, но убедите своих избирателей, что это делается в обмен на Косово", — то Александр Вучич справился бы, — говорит Вера Стоярова. — Будучи недемократическим политиком он, пожалуй, остается единственным, кто смог быть "продать" это своим избирателям хотя бы только потому, что у него есть доступ к СМИ, а с демократией в Сербией дела плохо".
Плохой Запад
Большая часть сербского общества ощущает себя преданным Западом, брошенным и отвергнутым, и в этом нет ничего нового. Причины в основном заключаются в горьких воспоминаниях о 90-х годах, когда силы Североатлантического альянса бомбили Сербию, где из-за этого укоренилась ненависть к западным государствам. Люди начали искать им альтернативу и нашли ее в России.
Это сказывается и на оценке сербским обществом текущей ситуации на Украине. Опрос организации CRTA показал, что 64% сербов обвиняют в развязывании войны Запад, прежде всего США, и только 15% указали на вину России. Более половины опрошенных склоняются в этом конфликте на сторону русских, и Сербии, как считают эти респонденты, следовало бы поддерживать с русскими хорошие отношения, даже если из-за этого придется отказаться от членства в ЕС.
Что касается завершения вооруженного конфликта на Украине, то 35% сербов полагают, что Украина должна отказаться от части своей территории, которую сейчас контролирует Россия.
"Российский нарратив оказывает на сербов успокаивающее воздействие, поскольку упрочивает преобладающее мнение о том, что они не виновники, а жертвы войн 90-х годов, и что они "не одиноки в этом мире", как им часто кажется. Об этом пишут авторы опроса BCSP в сопроводительном комментарии к результатам опроса.
Вообще при формировании общественного мнения о российско-украинском вооруженном конфликте в постколониальном контексте, по мнению специалистов из BCSP, большую роль играет страх внешней угрозы для территориальной целостности государства. Однако интересно, что именно в Сербии, несмотря на опыт косовской войны 1999 года и последующее провозглашение независимости Косово, этот принцип не работает.
Угроза для Запада?
Современная ситуация выглядит неблагоприятно как для всего Запада, так и в особенности для ЕС. Поэтому, по мнению экспертов из Белградского центра политики безопасности, блоку следует снова попытаться вернуть себе статус важного игрока в сербском общественном мнении с помощью медиа-кампании и кампании публичной дипломатии, нацеленной на укрепление демократии в Сербии.
Однако не следует основывать кампанию на подавлении пророссийского нарратива, поскольку для этого уже слишком поздно, и Москва может воспользоваться этой стратегией, чтобы обвинить ЕС в политике давления. Вместо этого, Европейскому Союзу следует популяризовать самого себя как проект, основанный на ценностях, который может обеспечить сербским гражданам процветание и спокойную жизнь.
Кроме того, Сербия — ключевой игрок на Балканах. Причем таковым ее считают все "взрывоопасные" страны, в том числе Косово и Босния и Герцеговина, которая находится в непосредственной близости от Хорватии, члена ЕС. Хорватия тоже предпочла бы, чтобы Сербия, сильнейший игрок в регионе, стояла на ее стороне.
Тем не менее за Балканами нужно внимательно следить и в более широком контексте. Этот регион расположен очень близко к Европейскому Союзу, и стабильным его не назовешь. "Если международные силы уйдут с Балкан, никто не сможет гарантировать, что там не начнется война", — предупредила в конце интервью политолог Вера Стоярова.
"По-прежнему остается дилемма. Стоит ли поддерживать стабильность, которая нам нужна, так как мы хотим мира? С другой стороны, мы говорим с человеком (президентом Александром Вучичем — прим. автора), который правит не по-демократически, а нам в ЕС такого не нужно. Один Орбан у нас уже есть", — добавила эксперт. "За балканским регионом нужно следить, потому что в противном случае война будет у наших дверей", — заключила Вера Стоярова.