Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Вашингтон предъявил Китаю серьезные обвинения в том, что он планирует оказание военной помощи России. Пекин может пойти на подобный шаг, но никаких признаков этого сейчас нет, заявил в интервью iROZHLAS синолог Филип Йироуш. Он рассказал, при каких условиях это может случиться.
Вера Штехрова (Věra Štechrová)
В этом году на Мюнхенской конференции по безопасности доминировала тема вооруженного конфликта на Украине. Неясное отношение к нему выразила важная мировая держава — Китай. Глава китайского Министерства иностранных дел Ван И раскритиковал санкционную политику в отношении России. Согласно источникам CNN, у американских спецслужб есть основания предполагать, что Китай планирует оказать России военную помощь. Что это означает? В интервью нам объяснит синолог Филип Йироуш.
iROZHLAS: Известно ли, что именно Китай предоставляет России и планирует ли военную помощь?
Филип Йироуш: Сейчас это в основном электронные комплектующие, которые применяются преимущественно для сборки дронов. Но, по информации, которой мы сейчас располагаем, пока Китай не решился отправлять России системы вооружений. Это щекотливый вопрос не только на международном, но и на внутриполитическом китайском уровне. Китайское правительство стремится выступить в роли миротворца, а в случае отправки оружия китайские власти вступят в противоречие с собственными целями.
Разумеется, Китай может пойти на подобный шаг, но никаких признаков, кроме недавнего заявления американской стороны, нет, и вряд ли Китай будет отправлять оружие России.
— Чем увеличение помощи России выгодно Китаю?
— Сейчас нельзя сказать, что это давало бы какие-то принципиальные преимущества в экономическом плане, поскольку Россия так или иначе все больше зависит от Китая. Поэтому в данном случае Китай заботился бы, скорее, о некой стабильности. То есть, если России будет угрожать провал в этом вооруженном конфликте и, например, распад страны, Китай может обеспокоиться тем, что потеряет союзника и столкнется с проблемами у собственных границ. Тогда оказание военной помощи будет целесообразно.
— Позиция Китая в отношении вооруженного конфликта на Украине, по вашим наблюдениям, остается неизменной, или после Мюнхенской конференции по безопасности наметились какие-то изменения, скажем, большее отклонение в сторону России?
— Я бы сказал, что заметно не отклонение к России, а рост критики в адрес Запада. Я не вижу тяготения Китая к России, и его позиция остается прежней. "И вашим, и нашим". Но на примере громкого конфликта с метеорологическими или шпионскими воздушными шарами мы видим, насколько усилилась критика в адрес США.
— Насколько широко украинский вооруженный конфликт освещается в китайских проправительственных СМИ?
— Сейчас эта тема в печати уже не доминирует, как было, например, в конце прошлого года. Это объясняется тем, что печать готовится к одному из важнейших политических событий в Китае — к заседанию двух главных законодательных органов. То есть в китайских СМИ преобладают внутриполитические темы.
— Давайте вернемся к встрече Госсекретаря США с китайским министром иностранных дел в Мюнхене. По-вашему, эта встреча принесла положительные результаты?
— С моей точки зрения никакого умиротворения не наступило. Звучали очень резкие заявления. В особенности со стороны США, а кроме того, Вашингтон предъявил Китаю весьма серьезные обвинения в том, что он планирует оказание военной помощи России. Таким образом, ситуация осталась прежней или, возможно, даже еще больше обострилась.
— Что касается "метеорологического шара", открылись ли какие-то новые обстоятельства?
— На самом деле, нет. Судя по всему, начнется следствие, и вообще большой вопрос, как там все было в действительности.