Правые захватывают Европу. В чем угроза?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На Западе избиратели все чаще отдают предпочтение правым партиям в надежде на то, что они смогут решить накопившиеся социально-экономические проблемы, пишет LB.ua. Автор статьи обвиняет в смене настроений не находящихся у власти неолибералов, а Путина и "российскую пропаганду".
Из тени российско-украинского конфликта в Европе незаметно вынырнул монолитный айсберг правых сил. И кое-где не просто правых и не просто популистских, но и полноценно ультраправых движений.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Сейчас мы можем говорить о реальном эффекте домино по всей Европе: массовый избиратель выбирает правые партии, надеясь, что они смогут решить проблемы в экономической и социальной сферах. В то же время ранние признаки аналогичных тенденций можно наблюдать и по ту сторону Атлантики – в США и Канаде.

Германия

Настоящим шоком стали результаты последних региональных выборов в одном из округов Тюрингии, прошедшие двадцать пятого июня и завершившиеся убедительной победой праворадикальной "Альтернативы для Германии". Эта политсила зародилась, в частности, в феврале 2013 года. В течение продолжительного периода ее считали маргинальной, однако со временем она стала действительно могущественной партией, которая постоянно наращивает свой электорат. Уже сейчас уровень ее поддержки составляет восемнадцать процентов. Это говорит о том, что среднестатистический немец, особенно молодого возраста, все больше склонен поддерживать радикальные и популистские идеи. Напомним, что именно представители "Альтернативы для Германии" участвовали в попытке недавнего госпереворота.

Испания

На выборах в Мадриде одержала победу представитель консервативной Народной партии Исабель Диас Аюсо. Также заметного успеха на региональных выборах добилась ультраправая партия "Vox". Характерно то, что первым эту политсилу поздравил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.
На двадцать третье июля в Испании назначены досрочные парламентские выборы, где правые силы имеют все шансы сформировать не просто правительственную коалицию, но даже получить конституционное большинство.

Венгрия

Упомянутый Виктор Орбан и его правая партия "Фидес" уже в четвертый раз одержали победу на выборах. О личных взглядах премьера нет нужды напоминать. Провокационная ксенофобия и отрицание европейских ценностей проходят красной нитью сквозь всю политику его правительства, к которым в последнее время добавляются едва ли не ежедневные антиукраинские заявления. В то же время именно Орбан сейчас едва ли не главный адвокат Путина, именно он помогает Москве сдерживать движение Украины в сторону Европы.

Франция

Парламентские выборы во Франции дали возможность одиозной Марин Ле Пен собрать огромную влиятельную фракцию в Национальном собрании. Ее ультраправая партия "Национальное объединение" получила восемьдесят девять мест, чего еще несколько лет назад вообще нельзя было представить. В партии Ле Пен немало сторонников России.
<…>
Сейчас Ле Пен и ее коллеги говорят о снятии антироссийских санкций, о необходимости мира в интересах России и так далее. Сама же Ле Пен готовится к президентским выборам, которые через несколько лет вполне может выиграть.
Кстати, нет никаких сомнений, что именно партия Ле Пен заработает максимальный политический капитал на массовых беспорядках, которые в эти дни продолжаются по всей Франции.

Италия

В Италии царит довольно своеобразная и кое-где фееричная политическая культура, в которой есть место и бывшим звездам порноиндустрии, Чиччолини, и миллиардерам-мафиози вроде Сильвио Берлускони, которого только смерть смогла оторвать от политики.
Не менее фееричным феноменом стала и победа на национальных выборах в сентябре 2022 года партии "Братья Италии" во главе с Джорджи Мелони. Конечно, сейчас она помогает Украине и активно выступает против России. Однако еще несколько лет назад "братья" позиционировали себя неофашистской политсилой, поддерживающей идеологию Бенито Муссолини.

Швеция

После выборов в октябре 2022 года шведская умеренная партия под руководством Ульфа Кристерсона смогла сформировать коалиционное правительство в альянсе не только с христианскими демократами, но и присоединила крайне правую партию "Шведские демократы". Это стало символом поражения левых сил во главе с Магдаленой Андерсон. Впервые в политической жизни Швеции ультраправую партию включили в коалицию.

Финляндия

Власть левых сил пала и в соседней со Швецией Финляндии. В апреле 2023 года правительство сформировали четыре политсилы, среди которых и популистская Партия финнов (бывшая "Настоящие финны"), которую возглавляет Риика Пурра – новый министр финансов.
Правительство харизматичной Санны Марин, самого молодого в мире премьер-министра, после поражения на выборах в апреле этого года отошло в прошлое. Демократию в Финляндии считают образцовой, где причины поражений и побед являются прозрачными и объективными. Главной претензией к правительству Санны Марин были раздутые расходы правительства, которые были великоваты даже для такого социального государства, как Финляндия, и объективно не соответствовали финансовым возможностям национальной экономики.

Греция

Выборы в Греции стали буквально самым свежим триумфом правых сил в Европе. Впервые за последние пятьдесят лет сразу три ультраправые партии вошли в парламент. На нынешних выборах они набрали тринадцать процентов голосов. Это беспрецедентный успех.
В то же время наилучшие результаты получила правящая правоцентристская партия "Новая демократия" Кириакоса Мицотакиса. Эти выборы в целом негативно повлияли на левые силы в Греции.

Путинизм и его последствия

Несмотря на постоянные кризисы в течение последнего десятилетия, каждый из которых был хуже предыдущего, успех правых партий имеет один общий знаменатель: спекуляцию на проблеме массовой иммиграции в ЕС и отрицание доктрины мультикультурности.
Наиболее пикантным моментом является то, что ценности и риторика правых партий полностью согласуются с путинизмом. Сильнее всего на проблеме иммиграции в Европе спекулировала именно российская пропаганда. А европейские ультраправые до 2022 года любили Путина и ставили его в пример как защитника "консервативных ценностей". При этом ультраправые обвиняли собственные левые или центристские правительства в бесконтрольном приеме беженцев и не видели очевидного факта, что главным генератором потока беженцев был именно Путин и его конфликт в Сирии. Это неудивительно, поскольку финансирование и политическая поддержка ультраправых шла прежде всего из России и от российских спецслужб.
Риторика правых диаметрально изменилась после двадцать четвертого февраля 2022 года.
Однако не следует забывать, что до конфликта стратегия Путина была направлена на раскол единства Европы и главными инструментами этой политики были именно одновременная поддержка во всех проявлениях европейских правых радикалов и генерация потоков беженцев, которые должны были подорвать финансовую и социальную систему Европы. Путин создал еще больший поток уже украинских мигрантов. И на самом деле вопрос времени, когда "друзья" Москвы, вроде Ле Пен, заговорят об уменьшении социальной поддержки украинцев.
С другой стороны, нужно признать, что даже убежденным либералам сложно быть адвокатами миграционной политики Западной Европы. В Африке и на Ближнем Востоке небезосновательно сформировалось представление о Европе как крае государств-банкоматов, где просто раздают деньги и где можно не работать. Единственное, что надо – просто перейти границу.
Вместе с тем проблемы в экономике заставляют государства ЕС сокращать программы помощи мигрантам. Пандемия и локдаун подкосили все виды бизнеса и, соответственно, уменьшили поступления налогов в течение 2020 и 2021 годов. Правительства всех развитых стран для компенсации потерь просто запустили эмиссию и раздавали деньги чисто инфляционного происхождения. Когда во второй половине прошлого года с инфляцией принялись бороться путем повышения ставок, это снова ударило по экономике – посыпались банки и целые финансовые рынки по обе стороны Атлантики. Во всех случаях финансовые поступления сокращаются, и исчезает сама база для левых политиков.
Русскоязычное население Эстонии: идентичность или идентитет?Усилившаяся с началом спецоперации на Украине политизация русской культуры повлекла за собой и усугубление кризиса русской идентичности, считает автор статьи в Postimees. Ее не удивляет факт, что в соцопросах в Эстонии снизилось количество людей, определяющих себя как русских, и она объясняет почему.
Но это только начало процесса. Весь прошлый год ситуация на рынках говорила о наступлении глобальной рецессии с прогнозируемой продолжительностью до 3–4 лет. Хотя, например, в США ее все еще отрицают, главная экономика Европы, Германия, в 2023 году признала, что постепенно готовится к затяжному спаду и констатирует сокращение всех видов экономической активности – экспорта, промышленного производства и отток капиталов. При таких обстоятельствах закономерно берет верх правая риторика и идеология сокращения правительственных расходов, то есть в первую очередь социальных.
Во внешней политике следует ожидать такой же идеологии сокращения финансовой помощи для зарубежных партнеров. Параллельно же могут начаться процессы, которые удалось определенным образом остановить в начале 2020-х годов – развертывание конкуренции между правительствами националистического толка и Брюсселя, или значительно шире – глобалистов.
Автор: Александр Демченко
Обсудить
Рекомендуем