Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Поскольку украинское наступление забуксовало, европейские союзники Киева все сильнее давят на США, чтобы те разрешили реэкспорт истребителей F-16 для оснащения украинских ВВС, пишет MWM. Но министр обороны США Ллойд Остин скептически отозвался об эффективности поставок этих самолетов.
Согласно новым сообщениям The Washington Post, американские официальные лица выразили обеспокоенность тем, что долгожданное наступление Украины на российские позиции, начавшееся в начале июня, не принесло значительных результатов. Отмечается, что Вашингтон требует от Киева решительного прорыва с использованием комплексных наступательных маневров. При этом западные официальные лица критикуют нацеленность Украины на бои на истощение вместо общевойсковых операций, в которых будут задействованы одновременно танки, бронетехника, пехота, артиллерия и авиация.
По недавним оценкам Вашингтонского института изучения войны, украинские атаки до сих пор наталкивались на "подавляющий артиллерийский огонь, противотанковые ракеты, барражирующие боеприпасы и стрельбу с вертолетов", в результате чего наступающие понесли значительные потери. Сообщения об акценте Киева на истощение противника появились на фоне волны украинских, западных и российских публикаций о том, что ВСУ загоняют едва обученных призывников в "мясорубки", где ожидаемая продолжительность жизни порой не превышает четырех часов.
Поскольку украинское наступление забуксовало, европейские союзники Киева все сильнее давят на США, чтобы те разрешили реэкспорт истребителей F-16 для оснащения украинских ВВС из таких стран как Нидерланды и Норвегия. Однако, по словам неназванного американского чиновника, чьи слова приводит The Washington Post, едва ли F-16 приведут к перелому военных действий в пользу Украины — в основном из-за мощи российской сети противовоздушной обороны. F-16, хотя и составляют костяк западной авиации и используются почти в половине стран НАТО, поступили на вооружение 45 лет назад, в 1978 году, и сегодня им не хватает малозаметности, необходимой для того, чтобы избежать ударов с большого расстояния.
"Западные самолеты не принесут большой пользы", — резюмировал источник The Washington Post. Истребители четвертого поколения, сопоставимые по своим возможностям с F-16, уже имелись на вооружении Украины, но оказались весьма уязвимыми для атак с большой дальности — истребителей Су-35 из воздушного пространства Украины, перехватчиков МиГ-31, ведущих огонь на предельной дальности, и ракет С-400, расположенных в Белоруссии.
18 июля сам министр обороны США Ллойд Остин скептически отозвался об эффективности поставок F-16 на Украину: "Давайте посчитаем в уме. Десять F-16 стоят 2 миллиарда долларов, а у русских есть сотни самолетов четвертого и пятого поколений. Так что, если они попытаются сравняться с русскими один к одному или даже два к одному, потребуется огромное количество машин. На подготовку пилотов, техническое обслуживание и поддержку потребуются годы — даже на получение финансовой поддержки такого уровня тоже уйдут годы. Для этого потребуется гораздо больше миллиардов, чем уже выделено".
Последний F-16 Block 70/72, приобретенный Тайванем, стоил примерно 120 миллионов долларов, хотя ВВС Иордании тот же самолет обошелся уже в 350 миллионов долларов за штуку — многие подозревают коррупционный след. Те же F-16, что получит Украина, значительно дешевле, но и менее эффективны. Это варианты эпохи холодной войны, которые постепенно выводятся из флотов европейских стран и могут поставляться по бросовой цене. Однако их авионика, датчики и вооружение отстают от передовых на несколько десятилетий. Тем не менее на фоне стремительного истощения наземной ПВО Украины, о котором предупреждают как американские, так и украинские источники, некоторые полагают, что передача авиации поможет это компенсировать.