Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В противостоянии с США СССР создал целый ряд боевых самолетов, намного опередивших свое время, пишет MWM. С конца 1940-х годов российские "стальные птицы" считались главной угрозой американскому превосходству в воздухе и всерьез затрудняли операции НАТО на театрах военных действий.
Имея в начале ХХ века весьма скромную промышленную базу, Россия вырвалась в ведущие державы мира в 1930-х и 40-х годах благодаря сталинской экономической программе, которая и проложила путь к военному господству. Стремительный экономический и промышленный взлет, а также начавшаяся с 1928 года модернизация, позволили стране на равных конкурировать с противниками, а к концу 1940-х даже стать ведущим игроком в военной авиации. Вскоре советские истребители произвели неизгладимое впечатление на остальной мир во время Корейской войны.
В противостоянии с Соединенными Штатами СССР создал целый ряд боевых самолетов, намного опередивших свое время. В результате с 1940-х по 2010-е годы российские боевые самолеты считались главной угрозой американскому превосходству в воздухе и всерьез затрудняли операции западного блока на театрах военных действий от Кореи и Вьетнама до Индонезии и Ирака.
Хотя развал СССР и последующий экономический спад в России 1990-х разительно ослабили позиции страны в авиации, вынудив ее в течение десятилетий опираться на исследования и разработки 1980-х, наследие истребительной промышленности советской эпохи продолжает влиять на расстановку сил на театрах военных действий по всему миру. Ниже представлен обзор шести самых передовых для своего времени российских и советских истребителей и перехватчиков.
МиГ-15/17 (истребители первого поколения)
Международный авиационно-космический салон МАКС-2019. День пятый
Поступивший на вооружение в 1948 году МиГ-15практически единогласно считался самым боеспособным истребителем своего времени и в Корейскую войну исчерпывающим образом продемонстрировал свои значительные летно-технические преимущества перед западными аналогами. Несмотря на серьезные пробелы в подготовке недавно сформированных военно-воздушных сил Китая и Северной Кореи, которые эксплуатировали эти самолеты, их действия в корейском небе вынудили американские бомбардировщики ограничить вылеты ночным временем.
Генерал ВВС США Чарльз Кливленд заявил тогда по этому поводу: “Надо помнить, что маленький МиГ-15 в Корее смог то, что так и не удалось всем “Фокке-Вульфам” и “Мессершмиттам” во Вторую мировую: прогнал с неба бомбардировщики США”. Начальник штаба ВВС генерал Хойт Ванденберг также считал МиГ-15 доказательством превосходства советской истребительной промышленности над американской. На фоне МиГ-15 десятки западных истребителей оказались устаревшими, и лишь элитный F-86 Sabre ВВС США, представленный в гораздо меньшем количестве, мог серьезно бросить вызов МиГу, хотя в целом и уступал.
При этом своего превосходства в эпоху Корейской войны МиГ-15 добился, даже не будучи самым боеспособным в рядах ВВС СССР: более совершенный МиГ-17, принятый на вооружение в 1952 году, имел тонкое крыло с большей стреловидностью, развивал значительно более высокую скорость и мог совершать более опасные маневры.
МиГ-21 (истребитель второго поколения)
Афганские истребители советского производства МиГ-21 в воздухе в районе действия банд душманов в провинции Балх. Архивное фото 1988 года
Совершивший первый полет в 1955 году МиГ-21 стал последним по-настоящему революционным истребителем советской разработки до 1980-х годов: когда при Никите Хрущеве авиапромышленность начала терять обороты, самолет находился уже на завершающей стадии разработки. Однако его потенциал для модернизации и усовершенствования оказался, пожалуй, величайшим в истории. В сочетании с высочайшей экономической эффективностью это привело к тому, что производственный цикл успешно продолжался до самых 2010-х. В результате МиГ-21, изначально относившийся ко второму поколению, приобрел авионику и вооружение третьего, а затем и четвертого поколения, при этом наиболее передовые варианты использовались в ВВС Китая и Индии.
На вооружении Индии истребители впоследствии получили современные ракеты “воздух – воздух” с активным радиолокационным наведением и системы радиоэлектронной борьбы, значительно превосходящие по своим характеристикам многие самолеты четвертого поколения, включая ранние варианты F-16. В Китае усовершенствованные варианты производились вплоть до 2013 года. За 27 лет производства все характеристики истребителя постоянно и значительно улучшались — от датчиков и вооружения до двигателей и материалов для изготовления корпуса.
Но даже первоначальный МиГ-21 не имел равных, только поступив на вооружение. Об этом свидетельствуют ошеломляющие победы ВВС Индии над F-104 американского производства. Своего достойного соперника он встретил лишь с поступлением на вооружение гораздо более тяжелого и дорогостоящего двухмоторного F-4E Phantom в 1965 году. Производные от МиГ-21, в первую очередь китайский учебно-тренировочный JL-9 и его палубный аналог JL-9G, производятся и поныне — и, как ожидается, продолжат летать и в 2030-х.
МиГ-25 (перехватчик третьего поколения)
Поступивший на вооружение в 1970 году перехватчик МиГ-25 (по классификации НАТО: Foxbat или “Летучая лисица”) раздвинул границы благодаря многообещающей тяжеловесной двухмоторной конструкции, которая относилась к третьему поколению, однако, как показала практика, смогла успешно конкурировать с западными истребителями четвертого. МиГ-25 оказался быстрее западных аналогов и превосходил их по динамическому потолку. Кроме того, он нес ракеты “воздух – воздух” Р-40 с массивной 100-килограммовой боеголовкой, сложными системами наведения и очень большой для того времени дальностью полета. Одни скорость и высота сделали его фактически неуязвимым для истребителей времен холодной войны — угрожать ему могли лишь ведущие тяжеловесы США F-14 и F-15, да и те с трудом. Против же более легких F-16 и F-4 самолет оказывался практически неуязвимым.
Свой последний бой с давним соперником F-15 МиГ-25 принял 30 января 1991 года, когда иракские самолеты без потерь нейтрализовали американский истребитель. Основным недостатком МиГ-25 были крайне высокие эксплуатационные расходы: даже самые тяжелые самолеты следующего поколения, Су-27 и МиГ-31, оказались намного дешевле в эксплуатации, и это послужило мощным стимулом для скорейшего списания.
МиГ-31 (перехватчик четвертого поколения)
Преемник МиГ-25 с обозначением МиГ-31 поступил на вооружение в 1981 году. Его более тяжелая конструкция получила мощнейшие двигатели среди аналогов своего класса четвертого поколения. Самолет произвел революцию во многих отношениях: так, он первым получил радар с электронным сканированием для воздушных боев — на 20 лет раньше западных или азиатских аналогов. Огромный размер радара и способность развивать и поддерживать сверхзвуковую скорость свыше 2 Махов в течение длительного периода времени позволяли самолету успешно патрулировать огромную территорию СССР, вплоть до Арктики, к чьим суровым условиям он был подготовлен.
Модификация МиГ-31М сулила значительные улучшения: она была еще тяжелее, ее двигатели по тяге превосходили все аналоги на истребителях и перехватчиках за всю историю, а набор датчиков был еще мощнее. МиГ-31М впервые поднялся в воздух в 1980-х годах и во многих отношениях опережал исходный вариант, однако распад Советского Союза положил программе конец, хотя все исследования и разработки, необходимые для серийного производства, были завершены. Тем не менее масштабные усовершенствования базовой модели, проведенные уже в конце первого десятилетия ХХI века, обеспечили ему звание самого опасного самолета на вооружении России в загоризонтных воздушных боях. В российско-украинском конфликте самолет показал впечатляющие результаты.
Су-27 (истребитель четвертого поколения)
Поступивший на вооружение в 1984 году Су-27 (по классификации НАТО: Flanker или “Фланкёр”) представлял собой тяжелый истребитель завоевания превосходства в воздухе. Он разрабатывался специально для того, чтобы превзойти американский F-15 Eagle, и оказался значительно маневреннее западных аналогов, но при этом обладал непревзойденной дальностью полета, теоретический позволявшей “отрабатывать” с баз в Польше по целям вплоть до воздушного пространства Великобритании.
Су-27 первым в мире из самолетов своего класса получил узлы из высокопрочного титана дуговой сварки, и имел поперечное сечение фюзеляжа значительно меньшее, чем у лучших западных аналогов. Его ракеты класса “воздух – воздух” для поражения целей за пределами прямой видимости Р-27ЭР/ЕТ не имели аналогов среди авиационных ракет, предназначенных для истребителей, а ракеты малой дальности Р-73 в сочетании с нашлемными прицелами позволяли поражать цели под углами предельной дальности — настолько успешно, что западные самолеты не могли даже приблизиться к этому уровню.
Су-27 также одним из первых в мире получил инфракрасные системы поиска и слежения — США начнут их внедрять на новых истребителях лишь с 2010-х годов. После окончания холодной войны Су-27 и его производные доказали уверенное превосходство над западными истребителями в ходе многочисленных учений и испытаний — особенно это касается ВВС Индии, но то же заключение дали и американские пилоты, посидев за штурвалом купленных у Белоруссии истребителей.
Почти все тактические боевые самолеты, приобретенные Россией в постсоветскую эпоху начиная с 1990-х, были различными модификациями Су-27. В настоящее время по всей стране открыты три производственные линии, выпускающие Су-30, Су-34 и Су-35 для внутреннего использования — все они разработаны на основе исходного Су-27.
МиГ 1.42 (истребитель пятого поколения)
Показ нового российского фронтового истребителя пятого поколения под условным названием "Проект 1.42"
Истребитель пятого поколения МиГ 1.42 разрабатывался как прямой преемник Су-27 и стал полигоном для технологий следующего поколения, призванных превзойти соперничающую американскую программу “Перспективный тактический истребитель” (Advanced Tactical Fighter), приведшей в конечном счете к созданию F-22 Raptor (“Хищник”).
Этому истребителю-невидимке, который в 2000-х годах даже представители российских ВВС назвали “самолетом даже не завтрашнего дня, а, скорее, послезавтрашнего”, предстояло совершить прорыв по всем летным характеристикам и малозаметности и установить рекорд по количеству задействованных рулевых поверхностей. Так, самолет получил пониженную радиолокационную заметность за счет использования поглощающих материалов. Комплекс датчиков МиГа также был весьма внушительным (дальность обнаружения более крупных истребителей составляла 420 км), а его двигатель АЛ-41Ф по уровню тяги и соотношению тяги к массе намного опережал аналоги. По эффективности с ним может сравниться разве что американский F135, впоследствии установленный на истребителе F-35.
Однако после распада СССР программа была свернута из-за стремительной деградации оборонного сектора России. Осталось лишь четыре незавершенных прототипа, включая один летный образец. Из-за значительных задержек в разработке более скромного истребителя следующего поколения по программе Су-57 ведущие подразделения тактической боевой авиации России едва ли обретут то качественное преимущество, что когда-то имели с Су-27. А Су-57 окажется гораздо менее выдающимся среди соперников, чем в свое время был “Фланкёр”, — или чем мог бы стать МиГ 1.42.