Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Президент Путин распорядился патрулировать Черное море истребителями МиГ-31 с ракетами "Кинжал", которые крайне сложно перехватить, пишет MWM. Продиктовано это решение переброской авианосных ударных групп США в Средиземном море к берегам Израиля, отмечается в статье.
Президент России Владимир Путин объявил 18 октября, что поручил осуществлять регулярное патрулирование нейтрального воздушного пространства в Черном море ударными истребителями МиГ-31К/И, вооруженными гиперзвуковыми баллистическими ракетами Х-47М2 "Кинжал". "Наши самолеты МиГ-31 вооружены комплексами "Кинжал". Они, как известно, имеют дальность свыше 1 000 км со скоростью 9 Махов", — заявил президент, подчеркнув, что это реакция на эскалацию нестабильности на Ближнем Востоке. В частности, в качестве одного из факторов упоминалась переброска двух авианосных ударных групп ВМС США в Средиземном море к берегам Израиля. С появлением МиГ-31 все Восточное Средиземноморье попадает в зону поражения их гиперзвукового оружия.
США значительно расширили свое военное присутствие на Ближнем Востоке и вокруг него с начала боевых действий между Израилем и ХАМАС 7 октября, разместив не только два атомных авианосца, но и десантный корабль с силами морской пехоты быстрого реагирования, штурмовики А-10, ударные истребители F-15E, бомбардировщики передового базирования B-1B и ряд других средств.
Расширение военного присутствия США на Ближнем Востоке представляет собой потенциальную угрозу российским силам и интересам в регионе и совпало по времени со участившимися предупреждениями о том, что ополченцы-джихадисты, орудующие под защитой и при поддержке союзника Вашингтона по НАТО Турции, планируют наступление на российские объекты в Сирии. Поскольку ожидается, что США вмешаются против Сирии, "Хезболлы" и, возможно, Ирана, если напряженность между этими сторонами и Израилем перерастет в более масштабные военные действия, решительное намерение России не допустить свержения сирийских властей и сохранить за собой дальнейшее военное присутствие в этой стране может втянуть ее в конфликт.
Напряженность между российскими и американскими войсками в Сирии обострилась в 2023 году, когда Москва последовательно критиковала противоправную, как многие считают, оккупацию северо-востока страны американскими военными, а также незаконное присвоение и продажу сирийской нефти. Поскольку российские силы в регионе остаются относительно небольшими, огневая поддержка сил в Черном море ценится высоко. Это проявилось в ходе развернувшейся с 2015 года кампании по борьбе с сирийскими повстанцами: удары крылатыми ракетами наносились с кораблей Черноморского флота и бомбардировщиков, действовавших над регионом.
В свое время баллистическая ракета Х-47М2 "Кинжал" нашумела благодаря успешному уничтожению американской системы ПВО "Патриот" на Украине 16 мая. Первое ее применение зафиксировано 18 марта 2022 года — удар был нанесен по большому подземному складу на Западной Украине, где хранились недавно доставленная через Польшу техника.
"Кинжал" поступил на вооружение в конце 2017 года. Поначалу ракеты были развернуты на ударных истребителях МиГ-31К ВКС России, а с тех пор еще и на более новой модификации МиГ-31И и бомбардировщиках Ту-22М3, а в сентябре 2023 года были замечены на ударном истребителе Су-34. Считается, что высокие характеристики ракеты не только увеличили число типов носителей (это позволило России оснастить этим оружием больше эскадрилий без ввода в строй дополнительных МиГ-31), но и стали аргументом в пользу пятикратного увеличения производства, достигнутого к началу 2023 года.
"Кинжал" ценится не только за высочайшую конечную скорость, близкую к 9 Махам, но и за высокую маневренность и квазибаллистическую маловысотную траекторию — это крайне затрудняет обнаружение, отслеживание и перехват. Считается, что надежно нейтрализовать ракету с дальностью поражения в 2 000 км практически невозможно, поскольку единственной жизнеспособной защитой представляется разрушение или выведение из строя спутников и других средств наблюдения, которые предоставляют данные для целеуказания.