Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Показатели роста мировых экономик ниже, чем до пандемии коронавируса, причем даже у США, пишет Unherd. Страны ЕС сами в этом виноваты: они и дальше будут скупать облигации Штатов, финансируя их восстановление, но тщетно пытаясь помочь себе, считает автор статьи.
Континент до сих пор страдает от последствий экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса.
Казалось бы, мировая экономика должна была уже прийти в норму после пандемии, однако она продолжает демонстрировать признаки хронической хвори. Недавний доклад Всемирного банка “Перспективы мировой экономики” рисует мрачную картину замедления экономического роста, отмечая “прискорбную веху”: мало того, что мировая экономика растет даже медленнее, чем до пандемии — ее ждет самый скромный прирост за три десятилетия (2,4% в этом году, с надеждой на небольшое улучшение в 2025 году). Хуже того, ожидается, что инвестиции вырастут всего лишь на 3,7% в год, а это составляет лишь половину среднего показателя за последнее десятилетие и грозит окончательно заморозить и без того медленный рост.
Хотя ситуация ухудшается почти повсеместно, главной обузой для глобальных показателей стали страны с развитой экономикой, где ожидаемый рост составляет чуть более 1%. И то эту цифру значительно укрепили США, чья экономика, согласно оценкам, в прошлом году выросла примерно на 2,5%. В этом году рост замедлится до 1,6%. Но и рядом с этими показателями надо поставить жирную звездочку, потому что активное восстановление экономики за счет инвестиций подкреплено масштабными займами, в результате чего государственный долг недавно перевалил за 34 триллиона долларов.
Однако главным “больным” всей мировой экономики на данном этапе остается Европа. За исключением Восточной Европы, роста в прошлом году практически не наблюдалось на всем континенте, а европейское производство и вовсе ушло в спад. По подсчетам МВФ, на регион приходятся шесть из десяти стран мира с худшими показателями в прошлом году.
Похоже, это случай экономического “постковидного синдрома”. Как пандемия обострила многие хронические недуги, так и финансовые меры, чтобы не допустить полного краха, могли усугубить давние экономические болячки.
В пандемию западные страны платили своим гражданам, чтобы они сидели дома, а центральные банки наводняли экономику деньгами. Это помогло удержать цены на активы от падения. Но хотя глубоких шрамов, оставшихся у менее удачливых развивающихся стран, удалось избежать, похоже, что восстановление экономики это все же затормозило. Поскольку правительства прибавили к своим долгам в среднем целую четверть ВВП, теперь им остро не хватает средств для решения давних проблем, которые они запустили еще до пандемии, — будь то нехватка жилья, рассыпающаяся инфраструктура в Германии или хроническое безденежье британской системы здравоохранения.
Тем временем инфляция стоимости активов, от недвижимости до корпоративных облигаций и криптовалют, высосала весь капитал: вместо плодотворных инвестиций он отправился в погоню за рентным доходом. Если не произойдет серьезного падения цен на активы, такое нерациональное распределение капитала чревато проблемами.
Причем от этих трудностей не застрахованы даже США, поскольку не ясно, насколько устойчив их долг, а повальное распространение “компаний-зомби”, питающихся дешевыми кредитами, влечет за собой постоянное напряжение банковской системы. Но поскольку Америка по-прежнему владеет мировой резервной валютой, планета будет и дальше скупать ее облигации, тем самым финансируя ее восстановление.
Европейским же странам, как выяснила Великобритания по горькому опыту “мини-бюджета” Лиз Трасс на 2022 год, отчаянно не хватает такой роскоши как неограниченное, казалось бы, кредитование. На фоне тщетных попыток одновременно обеспечить восстановление экономики и подвести баланс мир может показаться Европе еще более враждебным и неласковым.
Автор: Джон Рэпли