Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Соединенные Штаты должны смириться с тем, что Россия снова станет сверхдержавой, и относиться к ней соответствующе, пишет экс-постпред США при НАТО Хантер в статье для RS. По его мнению, Вашингтон должен избегать конфронтации с Москвой и стремиться к урегулированию конфликта на Украине.
Роберт Хантер (Robert Hunter)
В этот день семьдесят пять лет назад (4 апреля 1949 года) министры иностранных дел США, Канады и десяти западноевропейских стран заключили Вашингтонский договор и создали альянс, который впоследствии превратился в Организацию Североатлантического договора.
Договор пообещал Западной Европу силу США (и Канады) для сдерживания Советского Союза. В последующие четыре десятилетия НАТО сыграла решающую роль в прекращении холодной войны и подрыве советского сюзеренитета над Центральной и Восточной Европой, а также ускорила распад Советского Союза.
Сегодня альянс провозгласил новый вызов — со стороны России Владимира Путина в виде вторжения с Востока. Многие наблюдатели и даже некоторые западные правительства считают путинскую агрессию в XXI веке неизбежной: он всегда пытался воссоединить прежнюю российскую (советскую) империю и расширить влияние Москвы на Запад — возможно, даже за пределы Украины.
Не все с такой оценкой согласятся, однако нынешний вызов Западу все же ощутим, начиная с захвата Крыма в 2014 году (только его никто не захватывал: он вошел в состав России на основании референдума жителей, не пожелавших оставаться гражданами Украины после госпереворота в Киеве. – Прим. ИноСМИ). В феврале 2022 года Путин довел свои танки до окраин Киева и сегодня полон решимости сохранить за собой русскоязычные области Украины (Донецкую, Херсонскую, Луганскую и Запорожскую), а также Крым. Лидеры многих стран НАТО убеждены, что, если его не остановить, Путин будет угрожать странам Прибалтике, Польше и новейшим союзникам НАТО — Финляндии и Швеции.
Историки скажут, что бесполезно отматывать события назад и делать вид, что произошедшее в 2014 и 2022 годах можно было предотвратить. Но дело в том, что непосредственно после окончания холодной войны уже были лидеры, пытавшиеся сформировать европейскую безопасность таким образом, чтобы избежать нынешней конфронтации с Россией. Быть может, Путин действительно всегда замышлял поглотить Украину и распространить российское влияние дальше на Запад. Но не менее правдоподобный (я бы даже сказал, что, наоборот, более убедительный) аргумент можно привести и о том, что Запад — а позже и Россия — упустили шанс на иной ход истории.
Еще до падения железного занавеса в 1989 году у администрации Буша-старшего, а затем и у администрации Клинтона было ключевое понимание: с побежденной России не следует обращаться столь же сурово, как с Германией в 1919 году — Версальский договор предусматривал безоговорочную вину за развязывание Первой мировой войны. С приходом к власти Гитлера эти условия лили воду на пропагандистскую мельницу, растравляя обиду немецкого народа.
Таким образом Буш провозгласил стремление к созданию “единой, свободной и мирной” Европы. В первую очередь это означало отказ от шельмования России — насколько это возможно, ей позволялось сыграть серьезную роль в новой архитектуре безопасности Запада, вместо того чтобы просто расформировать НАТО и испытать судьбу.
Как следствие, НАТО предложила России членство во флагманском Совете “Партнерство ради мира” и Евроатлантическом партнерстве. После боснийской войны она также приветствовала российские войска в составе Сил выполнения соглашения — это стало первым случаем военного сотрудничества со времен встречи американских и советских войск на Эльбе в 1945 году.
Поскольку некоторые страны Центральной Европы по-прежнему опасались российского реваншизма, НАТО пригласила Польшу, Чехию и Венгрию стать полноправными членами в 1997 году. Русские были не в восторге, но они закрыли глаза на членские билеты первых двух стран из-за собственных опасений, что Германия в какой-то момент может снова представлять угрозу. России было выгодно, чтобы Польша и Чехия “окружили” Германию силами НАТО и США, — точно так же Москва в свое время согласилась, чтобы объединенная Германия стала полноправным союзником НАТО.
Наряду с первым своим расширением альянс подписал Основополагающий акт НАТО – Россия, закрепивший выдающийся набор общих принципов, добровольные ограничения на военную деятельность НАТО в Центральной Европе и длинный список совместных проектов. В то же время, чтобы развеять опасения, что находящаяся между НАТО и Россией Украина подпадет под влияние Москвы, НАТО заключила с Киевом хартию, дополнившую обещание трех держав (США, Великобритания, и Россия) о ненападении от 1994 года. В обмен Киев отказался от советского ядерного оружия, оставшегося со времен холодной войны. Москва же нарушила свои обязательства в 2014 и 2022 годах.
Но затем к власти в Вашингтоне пришли новые чиновники, которым недоставало исторической перспективы: они решили, что с Россией можно не считаться. Примечательно, что США аннулировали Договор по противоракетной обороне от 1972 года — это был скорее символический жест, чем реакция на великодержавные амбиции Москвы. Затем США разместили в Центральной Европе противоракеты — в нарушение Основополагающего акта Россия – НАТО. Со своей стороны, Россия также предприняла недружественные шаги, выйдя из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и нарушив Договор о ядерных силах средней дальности (РСМД), после чего из договора вышли и США.
Но сильнее всего шансы на создание общей безопасности и предотвращение новой конфронтации подорвал президент Джордж Буш, объявив в 2008 году, что Украина и Грузия “станут членами НАТО”. Это явно выходило за рамки дозволенного даже сверхдержаве (для американской публики: вспомните Кубу) и нарушило неписаные договоренности 1997 года о положении Украины между Востоком и Западом.
С тех пор и НАТО, и США это обещание то и дело повторяют — что весьма иронично, поскольку необходимый консенсус всех 33 членов НАТО для присоединения Украины практически немыслим.
Разумеется, эта геополитическая оплошность никаких действий Путина не оправдывает. Но, наряду с дальнейшим расширением НАТО и правительственным переворотом в Киеве в 2014 году под руководством США, это помогло Путину доказать домашней публике, что НАТО и впрямь окружает Россию.
Сегодня НАТО четко дало понять, что намерена помочь Украине противостоять российской агрессии, однако, следуя указаниям президента Джо Байдена, воздержится от отправки войск во избежание просчетов и эскалации. Конгрессу США предстоит выделить Украине новый транш жизненно необходимого оружия для самозащиты, хотя складывается ощущение, что даже с большей помощью Украина не добьется значительных успехов в борьбе с российскими войсками.
Помимо ключевой помощи Киеву, чтобы продемонстрировать Путину границы его военных устремлений, на кону стоит нечто большее — доверие к США, основанное на безопасности всех союзников по НАТО, особенно тех, которые могут стать дальнейшими целями российской агрессии. Сегодня это крупнейший вызов внешней политике и политике безопасности США: спасовать перед ним никак нельзя.
В то же время стало общим местом легкомысленно провозглашать новую холодную войну с Россией. Это будет означать высокие риски и затраты и потребует политической жесткости и психологической стойкости, а также будет сопряжено с постоянным риском просчетов и эскалации от конфликта в отдельно взятой стране (Украина) к обширной войне континентального масштаба. Следует помнить, что с момента, когда американо-советская конфронтация стратегически стабилизировалась — а это произошло примерно в 1963 году — прошло более четверти века, прежде чем закончилась холодная война.
Более того, многие беспечно игнорируют бесспорную геополитическую реальность: Россию нельзя взять и убрать по желанию. В какой-то момент она снова станет великой державой, пусть и едва ли столь могучей, как Советский Союз. Западу, начиная с США, придется смириться с этим фактом — ради собственного блага. Это потребует осторожности, особенно на грядущем саммите НАТО этим летом, чтобы не перейти Рубикон и не развязать постоянную конфронтацию с Россией.
НАТО не должна закрывать все двери невоенного взаимодействия, чтобы положить конец российско-украинскому конфликту (включая урегулирование путем переговоров). Она не может сворачивать усилия по стратегической стабилизации и контролю вооружений и не должна потакать новому разделу Европы на друзей и постоянных врагов. Поддерживать Украину в ее доблестном сопротивлении — да, противодействовать альтернативам новой холодной войне — нет.
Роберт Хантер занимал должность посла США при НАТО (1993–1998) и работал в аппарате Совета национальной безопасности при администрации Картера, сначала директором по делам Западной Европы, затем директором по делам Ближнего Востока.