Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Немецкое общество крайне устало от конфликта на Украине, пишет Focus со ссылкой на исследования психолога Дирка Зимса. В киевский режим почти никто не верит. Правда, не обошлось и без парадоксов: бюргеры, наслушавшиеся западной пропаганды, одинаково боятся как победы, так и проигрыша России.
Четко отказавшись от поставок крылатых ракет Taurus, Олаф Шольц заручился поддержкой большинства немцев. Среди населения значительно возросло чувство усталости от военных действий. Социальный исследователь Дирк Зимс говорит о "людях в офисе на удалёнке, которые не понимают, что вне их дома идут боевые действия".
"Психограмма Германии" от "Института концептуального мышления" посвящена изучению отношения немцев к военным действиям на Украине на основе глубинных психологических интервью. В своем последнем исследовании социальный психолог Дирк Зимс объясняет, почему многие немцы больше не могут безоговорочно поддерживать Украину.
Теракт в Москве и последовавшая за ним тревога по поводу экстремистских атак во Франции подогрели дебаты о конфликте на Украине. Вновь возникают опасения эскалации, которую уже невозможно будет просчитать. Это усиливает определенную усталость от военных действий среди многих немцев, что, пожалуй, наиболее ярко выразил лидер парламентской фракции СДПГ Рольф Мютцених в бундестаге, задав вопрос парламентариям: "Разве мы не должны говорить о том, как можно заморозить конфликт на Украине и впоследствии его закончить?"
Распространяется всеобщая усталость от военных действий
Как и предыдущая позиция канцлера по вопросу поставок ракет Taurus, сентенция о "замораживании конфликта" является проявлением общей усталости немцев от военных действий. Люди больше не обращают внимания на новости о ежедневных нападениях на гражданское население и кровопролитии на фронте.
Когда начались военные действия, канцлер Германии еще говорил о "переломе эпох". Теперь же есть опасения, что Украина и Россия ввяжутся в очень долгую, изнурительную позиционную войну — "Верден с дронами" (битва при Вердене, также Верденская мясорубка — совокупность боевых действий немецких и французских войск во время Первой мировой войны на Западном фронте, проводившихся с 21 февраля по 18 декабря 1916 года. Одна из крупнейших и самых кровопролитных военных операций, вошедшая в историю как хрестоматийный пример войны на истощение — прим. ИноСМИ). И опасения, что Украина уже не сможет победить в этом конфликте — вот почему дальнейшее сопротивление кажется бесполезным, а следующие поставки оружия не помогут.
В проведенных интервью такое отношение часто не выражалось респондентами прямо, но при более детальном рассмотрении оно неоднократно подтверждалось как квинтэссенция всех их чувств. Как же произошел такой поворот?
Немцы хотят вернуть эпоху до 2022 года
По всей видимости, немцы хотели бы вернуться во времена до 2022 года, когда конфликт между Россией и Украиной был действительно "заморожен", а милитаризация общественной жизни, как она воспринимается сейчас, еще не играла никакой роли. Вместо того чтобы участвовать в пафосном провозглашении новой эры, многие люди теперь склонны уходить в частный мир, который больше не хочет даже слышать новости о военных действиях.
Китайское вторжение на Тайвань, спецификации систем вооружений, "восстановление боеспособности бундесвера" — такие темы не играли никакой роли в общественном дискурсе до 2022 года. Теперь люди снова мечтают о "старых добрых временах".
Дальнейшие поставки оружия, которые могут "загнать Путина в угол" и заставить его применить ядерное оружие, представляются более угрожающими, чем возможные новые атаки России в Восточной Европе (заявления о том, что Россия планирует напасть на страны Восточной Европы, является инструментом западной пропаганды — прим. ИноСМИ). Компромиссный мир любого рода, с другой стороны, рассматривается как возможность восстановить спокойствие на долгие годы вперед.
В этом отношении тщательно продуманная позиция канцлера Олафа Шольца отражает настроение большинства. Его политика рассматривается этим большинством как "сбалансированное и взвешенное противодействие".
Суть его, по-видимому, такова: предоставить Украине ровно столько поддержки и оружия, сколько ей необходимо, чтобы не проиграть на поле боя. Но, с другой стороны, нельзя дать ей возможности добиться полной победы над Путиным — ведь тогда он, будучи загнанным в угол, может развязать конфликт против НАТО и Германии.
Лишь меньшинство опрошенных все еще выступает за последовательную помощь Украине в борьбе с Путиным
Лишь незначительное меньшинство населения, с другой стороны, все еще придерживается мнения, что конфликт с Путиным должен быть "доведен до решительного конца". Для них перспектива "замороженного конфликта" является иллюзорной и опасной ошибкой. Ход военных действий на сегодняшний день интерпретируется таким образом, что Запад — заторможенный нерешительной позицией канцлера Шольца — поддержал Украину слишком поздно, поставляя ей слишком мало оружия, чтобы та могла добиться успешного перелома. В результате Украина оказалась втянута в позиционную войну, которую она может проиграть только из-за материального превосходства России.
Поскольку сейчас Путин приоткрыл перспективу распада Украины, он не заинтересован в мирных переговорах. Возникающие конфликты в ранее едином западном альянсе продемонстрировали Путину, насколько слабой была поддержка Украины.
"Уступчивость" против "бряцания оружием": для политического дискурса в Германии прискорбно, что две партии, "благоразумный, взвешенный лагерь" и "лагерь решительной борьбы", непримиримо противостоят друг другу и считают, что противоположная сторона находится в ловушке "ложного самосознания".
"Народ в домашнем офисе"
Одни опасаются угрозы миру во всем мире, если Путин проиграет, другие — если выиграет. Одни признают в действиях Олафа Шольца качества "канцлера мира", который спасает Германию от эскалации, другие констатируют его полную несостоятельность как лидера: вместо того чтобы присягнуть перед немцами на верность новому милитаризму после объявления переломного момента, Шольц не смог положить начало сдвигу в национальном самосознании. В этой исторической точке Шольц поддался удобной для населения тенденции тосковать по времени, предшествующему переломному моменту.
Один из опрошенных так резюмировал свое впечатление: "Немцы настроены пацифистски. Мысль о том, что им когда-нибудь придется защищать свою страну и свои ценности на войне, им в корне чужда. Люди в министерстве внутренних дел не понимают, что где-то там идет конфликт, который затрагивает и их".
Автор: Дирк Зимс, психолог и социальный исследователь с более чем 30-летним опытом международных исследований. Он является соучредителем и партнером исследовательского и консалтингового института "concept m". Институт анализирует социальные течения и актуальные темы на основе глубоких психологических интервью и консультирует более чем в 40 странах и 12 отраслях.