Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Истекший мандат Зеленского дал повод сомневаться в правовых основаниях его власти после 20 мая, пишет UnHerd. Против него ополчились и противники, и союзники. Однако пока длится конфликт, убрать Зеленского у украинцев не выйдет.
Бетани Эллиотт (Bethany Elliott)
20 мая 2019 года, едва начав свой пятилетний срок на посту президента Украины, Владимир Зеленский не думал не гадал, что он затянется на неопределенный срок. Однако из-за российской спецоперации именно это и произошло. Вчера срок полномочий Зеленского официально истек, а президентские выборы, в мирное временя запланированные на март, были отложены из-за военного положения, действующего уже два года.
В защиту президента надо признать, что организовать выборы в условиях конфликта — задача не из простых, учитывая трудности с логистикой и избирательными участками, когда значительное количество избирателей находится за границей, на линии фронта или на подконтрольной России территории. Это не говоря уже о том, как впоследствии убедить электорат в легитимности любого исхода, учитывая почти несомненный риск российской дезинформации и манипуляций. Добавьте к этому дополнительную угрозу, что Москва воспользуется выборами на поле боя, — и понять причину задержки нетрудно.
Однако, оставшись у власти просто так, украинский лидер военного времени подставил себя под удар внутренних недоброжелателей. Еще в декабре мэр Киева и соперник Зеленского Виталий Кличко предупредил, что Украина скатывается в авторитаризм, и предсказал, что “в какой-то момент мы уже перестанем отличаться от России, где все зависит от прихоти одного человека”. Истекший мандат Зеленского лишь подольет масла в огонь: внутренние претенденты на президентское кресло начнут выставлять действующего главу государства незаконным деспотом, помешавшимся на власти. В марте бывший депутат Григорий Омельченко опубликовал письмо, в котором поставил под сомнение правовые основания для того, чтобы Зеленский оставался у власти после 20 мая, хотя это предусмотрено украинской конституцией. Омельченко призвал его “не узурпировать государственную власть”, а вместо этого добровольно уйти в отставку в положенный срок.
Но это брюзжание — ничто по сравнению с тем, что говорит подлинный противник. Кремль уже гнет линию, по которой после 20 мая Зеленский потеряет легитимность как лидер. В феврале украинский депутат и предполагаемый российский агент Александр Дубинский заявил, что “после 20 мая Рада легитимна, а президент — нет”. Такого рода утверждения злорадно тиражируют российские информагентства во главе с ТАСС. Вопрос о легитимности Зеленского затронул сам Путин в ходе визита в Китай на прошлой неделе (он всего лишь заявил, что на вопрос о легитимности Зеленского после истечения его полномочий должны ответить политическая и правовая системы Украины. – Прим. ИноСМИ).
Зеленский во главу угла своей борьбы с Москвой поставил защиту демократических ценностей и свободы. Однако Кремль с присущей себе падкостью на упреки и манерой обвинять в лицемерии наверняка не упустит возможности задастся вопросом, как это лидер, отменивший выборы, может претендовать на звание хранителя демократии. Хотя мартовские президентские выборы в самой России были явной постановкой (запугивание избирателей и подтасовки прямиком из кремлевской методички), они все же состоялись — и теперь Путин вправе утверждать, что у него, в отличие от Зеленского, есть демократический мандат законно избранного главы государства.
Но, пожалуй, еще опаснее врагов Зеленского его так называемые союзники. Некоторым из них уже не терпится знать, какие у украинского руководства планы насчет демократического голосования. В мае 2023 года голландский политик и тогдашний президент Парламентской ассамблеи Совета Европы Тини Кокс призвал Украину изыскать способ провести выборы — вплоть до внесения поправок в конституцию. В прошлом августе сенатор-республиканец Линдси Грэм потребовал, чтобы Украина провела выборы в 2024 году. Он пообещал Зеленскому, что США продолжат снабжать Киев оружием, после чего добавил, что “нам нужны выборы на Украине”. Это показывает, насколько просто сделать из них повод для шантажа.
Однако при всем осуждении критиков, Зеленский вовсе не отвергает проведение выборов наотрез. Так, в ноябре он подчеркнул, что сейчас “неподходящий момент”. В феврале Киевский международный институт социологии установил, что лишь 15% украинцев хотят проведения выборов в сложившихся обстоятельствах. При этом конституция Украины гласит, что президент осуществляет полномочия до вступления в должность своего преемника.
Однако, поскольку Россия добивается успехов на поле боя, а недавние назначения Путина говорят том, что он готовится к затяжному конфликту, консенсус вокруг Зеленского может и не выдержать. И тогда, если украинцы захотят нового лидера, они попросту не смогут убрать старого.