Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Перед выборами в Европарламент брюссельские элиты ищут козлов отпущения: одни винят “крайне правых” в политическом насилии, другие раздувают тему "российского вмешательства", пишет TEC. Они явно боятся проигрыша, потому что надоели избирателям своей пагубной политикой.
Мик Хьюм (Mick Hume)
В пятницу афганский мужчина с ножом попытался зарезать ведущего антиисламистского активиста на митинге в немецком Мангейме и попутно нанес смертельную рану молодому полицейскому. Смерть от рук просителя убежища, долгие годы проживавшего в Германии нелегально, стала громким обвинением в адрес политики массовой миграции, которую поддерживало одно правительство за другим.
За неделю до выборов в Европейский парламент это покушение на противника политического ислама стало наглядной иллюстрацией того, почему за последнее время резко возросла поддержка правой, антимигрантски настроенной партии “Альтернатива для Германии” (АдГ).
Но если судить по заголовкам европейских СМИ, можно подумать, что на самом деле полицейского зарезали, наоборот, участники “крайне правого” митинга. И если поверить политическому отклику на нападение исламиста, можно подумать, что во всплеске политического насилия повинна “сеющая рознь” АдГ, поэтому вокруг партии надо возвести санитарный кордон, подвергнуть цензуре, а лучше запретить вовсе, чтобы немцам неповадно было за нее голосовать.
Эта политическое искажение реальности вплоть до наоборот во многом типично для Европейского союза, где верховодят левоцентристы под руководством президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен. Можно назвать это политикой “Урсулы в Зазеркалье”.
Предвыборную кампанию в Европейский парламент на этой неделе омрачили попытки брюссельской элиты перевернуть истину с ног на голову. Центристы и левые уверяют, что цель этих выборов — “отстоять европейскую демократию” от иностранного вмешательства (особенно российского) и сопутствующей “дезинформации”.
Разумеется, чтобы “отстоять” свою довольно причудливую трактовку “демократии” лидеры ЕС сами нападают на демократические права и свободу слова других политиков и избирателей — особенно консерваторов.
Подав заявку на второй срок на посту президента Комиссии на Копенгагенском саммите демократии в прошлом месяце, тон дискуссии задала сама фон дер Ляйен. Она с гордостью объявила о планах создать новый “Европейский щит демократии”. Вот только цель этой грандиозной системы обороны — не остановить ракеты, выпущенные с востока, а подавить “тлетворные” идеи, которые гуляют в интернете внутри ЕС.
"Европейский щит демократии" будет обнаруживать и удалять онлайн-дезинформацию, для чего получит обширные цензурные полномочия, которыми Брюссель уже наделил себя по Закону о цифровых услугах. Заявленная цель Комиссии — сделать гражданам ЕС “прививку” от вредоносного влияния, чтобы они осознали истинную угрозу дезинформации. И поскольку правый популизм в ЕС они именуют не иначе как “вирусом”, мало кто сомневается, против чего будут в действительности “прививать” европейцев.
Закон о цифровых услугах принят аккурат к началу избирательной кампании и наделяет Комиссию чрезвычайными полномочиями. Под предлогом борьбы с “ненавистническими высказываниями” и “дезинформацией” он будет подавлять взгляды популистских и правых партий, которые не вписываются в мировоззрение Брюсселя, и решать, чтó избирателям дозволено говорить, видеть и слышать в интернете. Как мы, организация Democracy Watch, предупреждали в прошлом году, это будет равносильно тому, что “Большой Брюссель следит за тобой”.
"Европейский щит демократии" фон дер Ляйен приведет эту систему цензуры и контроля в действие. Как же им удается оправдывать такие нападки на сами основы демократических свобод, рассуждая при этом о защите демократии? Очень просто: в подъеме правых популистов они винят русских.
Если вы до сих пор не уловили главное, то президент Урсула сама все разжевала. “Мы видели, что крайне правые политики и ведущие кандидаты от АдГ в Германии на зарплате у Кремля, — заявила она в Копенгагене. — Они продают свои души российской пропаганде и выступают в ее роликах”. Таким образом, борьба с “дезинформацией” для Брюсселя — это повод поступиться демократией и свободой слова в Европе.
По мере приближения выборов в ЕС брюссельские элиты зашли еще дальше в своей черной пропагандистской кампании против популистов, пытаясь заострить внимание общественности на так называемом “Рашагейте”. Они в панике и судорожно ищут козлов отпущения, чтобы выставить их виноватыми.
Так, Европейская комиссия обложила санкциями медиа-платформу Voice of Europe — ее обвинили в том, что она приплачивала консервативным депутатам Европарламента и делала из них рупоров российской пропаганды. Тем временем полиция Брюсселя начала уголовное расследование в отношении помощника депутата Европарламента от АдГ, обвиненного в шпионаже в пользу коммунистического режима Китая. После этого полиция провела обыск в кабинете помощника правого голландского депутата Европарламента, ранее работавшего на АдГ, и увязала эти рейды с расследованием предполагаемого российского вмешательства.
Всей правды, стоящей за этими весьма конкретными обвинениями, мы пока не знаем: вопреки громким заголовкам власти практически не предоставили никаких подробностей. Voice of Europe категорически отрицает, что выступал в роли российского агента, а все обвиненные депутаты Европарламента назвали любые инсинуации абсурдными. Но уже сейчас из раздутой паники вокруг “Рашагейта” смело можно сделать три вывода.
Во-первых, подозрителен сам момент для репрессий и рейдов — за несколько дней до выборов в Европейский парламент. Едва ли опытный детектив усмотрит в этом простое совпадение.
В конце концов, журнал The European Conservative впервые озвучил тревогу насчет китайских связей данного помощника депутата Европарламента еще более года назад. Так зачем же придавать им официальный характер только сейчас — к тому же смешивая с мутными обвинениями в адрес других консервативных СМИ и членов Европарламента? Это смахивает на попытку скопом очернить всех правых перед выборами в Брюссель, ведь, по прогнозам, сторонников суверенитета ждет успех.
Между тем другие коррупционные скандалы в Брюсселе, гораздо более масштабные и к тому же с участием союзников фон дер Ляйен и левых, от “Пфайзергейта” (Pfizergate — скандал вокруг текстовых сообщений, которыми фон дер Ляйен предположительно обменивалась с генеральным директором компании Pfizer Альбертом Бурлой перед тем, как ЕС подписал с этой компанией крупнейший контракт на поставку вакцины от коронавируса. – Прим. ИноСМИ) до “Катаргейта” (Qatargate — крупнейший в истории ЕС коррупционный скандал, в ходе которого выяснилось, что группа депутатов, политиков, лоббистов, государственных служащих и члены их семей находились под влиянием иностранных правительств, в частности Катара, и были вовлечены в коррупцию, отмывание денег и организованную преступность. — Прим. ИноСМИ), наоборот, отложили в долгий ящик до тех пор, пока не уляжется предвыборная пыль.
Во-вторых, серьезные обвинения в политической коррупции и в том, что депутаты Европарламента действуют от лица иностранных держав, разумеется, надо расследовать. Но давайте проясним, как это понимать.
Сомнения в целесообразности неограниченной поддержки Украины в конфликте с Россией и критика европейских лидеров, добивающихся эскалации, сами по себе еще не делают никого ни “российским рупором”, ни “путинским пропагандистом”.
Что бы вы ни думали об этом конфликте (а я, например, твердо поддерживаю право Украины на национальное самоопределение), любой европейский политик волен на совершенно законных основаниях критиковать политику ЕС и выступать за скорейшие мирные переговоры. Это принципиальный момент, что законно избранный национальный лидер вроде премьер-министра Венгрии Виктора Орбана может не поддерживать военное финансирование Украины со стороны ЕС и отстаивать право своей суверенной державы на независимую внешнюю политику, чтобы на него при этом не вешали клеветнического ярлыка “путинской марионетки”.
Эта свобода имеет определяющее значение для реального будущего европейской демократии. Демократия подразумевает подлинную свободу выбора между взаимоисключающими политическими взглядами, особенно в период выборов. Какой же это демократический выбор, если легитимны лишь те кандидаты, кто говорит одно и то же?
Наконец, третье и самое важное. Очевидно, что Россия пытается распространить свое влияние за рубежом: так поступают все великие державы. Но когда миллионы европейцев на выборах в ЕС на этой неделе проголосуют за правые, суверенные и популистские партии, мы можем быть уверены, что это отнюдь не потому, что их ввела в заблуждение “российская дезинформация”.
Раздутый скандал под названием “Рашагейт” выглядит возмутительной попыткой брюссельской элиты заранее снять с себя ответственность на тот случай, если выборы пойдут не так, как надо. Да поймите же вы: избиратели развернулись в сторону популистов вовсе не от пагубной политики ЕС во всем от сельского хозяйства до миграции. Нет-нет, с пути истинного их сбили сугубо манипуляции с общественным мнением и российская “дезинформация”!
Однако, как и прочие уловки такого рода, мнимая борьба с иностранным вмешательством на деле оказывается выпадом против европейского электората: избирателей держат за детей, насколько простодушных и доверчивых, что их в состоянии обвести вокруг пальца проплаченные путинские интриганы. Это прямо по методичке левых: от “Брексита” до Трампа — кругом виноваты русские. Не может того быть, чтобы избиратели приняли рациональное и разумное решение восстать против старого порядка и проголосовать за правых популистов. Непременно виноваты другие. В их глазах безошибочно читается страх.
К великому несчастью для брюссельских элит, европейские избиратели в действительности не настолько глупы, чтобы купиться на столь возмутительный черный пиар. Об этом свидетельствует популярность АдГ на недавних выборах в Германии — вопреки всей клевете.
Разумеется, в отношении выборов в ЕС пока нельзя сказать ничего определенного — ведь центристы сделали все, чтобы отвадить людей от избирательных участков и свести кампанию к унылым дебатам о будущем фон дер Ляйен. Но при любом исходе борьба за демократию и свободу слова против фанатиков централизованной власти ЕС продолжится. И вовсе не потому, что русские что-то там сказали или сделали.
Мик Хьюм — английский журналист и писатель, живет в Лондоне. Первый редактор ныне несуществующего журнала Living Marxism и первый редактор сайта Spiked. В течение 10 лет был обозревателем лондонской газеты The Times. Сейчас пишет для The European Conservative, Spiked, The Daily Mail и The Sun. Автор ряда книг.