Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Премьер-министр Польши Дональд Туск манипулирует российской угрозой ради политической выгоды, пишет UnHerd. Он создал комитет, который будет выявлять агентов российского влияния, и, судя по всему, уже нашел некоторых в оппозиционной партии "Право и справедливость".
Михал Кранц (Michal Kranz)
С тех пор как Дональд Туск был избран премьер-министром в прошлом году, дел у польских служб безопасности заметно прибавилось. Они то вскрывают шпионские сети Кремля, то пресекают попытки России нанять для своей грязной работы польских футбольных хулиганов. Сам Туск, разумеется, на сопутствующую шумиху не жалуется. Хотя его коалиция получила в октябре достаточно мест и свергла партию “Право и справедливость” (ПиС), воскресные выборы в Европейский парламент — это шанс для ПиС нанести ответный удар. Пока что по опросам партия Туска “Гражданская платформа” и ПиС идут ноздря в ноздрю.
Похоже, что для того, чтобы мобилизовать электорат, Туск прибег к старому-доброму призыву к оружию в сфере национальной безопасности. На фоне эскалации гибридной войны Москвы против Польши он воспользовался многовековой враждебностью своей страны к России, чтобы укрепить собственные полномочия, одновременно бросив тень на ПиС. Что характерно, на прошлогодних выборах ПиС сама поносила его чуть ли не в тех же выражениях.
Почти год назад я писал о комитете ПиС по борьбе с российским влиянием, высмеяв его как явный политический трюк, чтобы выставить Туска российским агентом. Как ни парадоксально, Туск его возродил с теми же целями — с той лишь разницей, что под прицелом в преддверии выборов в грядущие выходные оказалась уже сама ПиС и ее политические союзники. Правительство Туска позаимствовало и другие приемы из методички ПиС по национальной безопасности: в конце прошлого месяца Польша восстановила пограничную зону отчуждения вдоль границы с пророссийской Белоруссией, которую ПиС вводила в 2021 и 2022 годах.
Очевидные причины понять нетрудно. С началом российской спецоперации на Украине Белоруссия по указке России раздувает на границе миграционный кризис, а российские агенты продолжают распространять в Польше дезинформацию — в том числе, взламывая ее государственную пресс-службу. По данным европейских спецслужб, Россия разворачивает кампанию жестоких диверсий по всему континенту, и Польша наверняка окажется под ее ударом. (у автора явный приступ конспирологии со ссылкой на неназванные "европейские спецслужбы"; прискорбно, так как ниже он вполне доказательно критикует Туска за подобные "теории заговора". – Прим. ИноСМИ )
Но как ПиС в свое время воспользовалась стечением обстоятельств для преследования Туска, так и новый премьер-министр сегодня манипулирует российской угрозой ради политической выгоды. Постоянно ширящийся конфликт между двумя политическими лагерями, подогреваемый глубокими идеологическими разногласиями по всем вопросам, от права на аборт до вопросов верховенства закона и авторитета ЕС, неизбежно просачивается в ее военную структуру и архитектуру национальной безопасности. Это поучительная история о том, как политическая поляризация подрывает способность страны отвечать потенциальному противнику.
Созданный Туском комитет по российскому влиянию, который официально начал работу в среду, имеет важные отличия от аналога времен ПиС. По словам Туска, он не будет следственным органом и вместо того, чтобы сразу вводить санкции против провинившихся, будет лишь передавать представляющие интерес дела в государственную прокуратуру.
Однако, по мнению аналитика издания “Военное дело и технологии” (Wojsko i Technika) Бартломея Кухарского, комитет Туска наверняка окажется ничуть не менее пристрастным, поскольку не сможет самостоятельно проводить по-настоящему убедительные расследования по установлению фактов или выявлять доказательства нарушений. "Возможно, случаи российского влияния среди ПиС и других партий действительно есть, — сказал мне Кухарский. — Однако комитет не сможет ни реально это обосновать, ни покарать кого-либо должным образом. На самом деле это попытка закидать друг друга взаимными упреками, чтобы подорвать политическую поддержку".
Как минимум отчасти комитет Туска создан в ответ на бегство в прошлом месяце административного судьи Томаша Шмидта в Белоруссию, где он попросил убежища и заявил, что в Польше его преследовали. С момента его бегства Польша выдала ордер на арест Шмидта в связи с его предполагаемым участием в информационных операциях от имени Белоруссии и России.
Действия Шмидта повлекли за собой целый шквал обвинений со стороны Туска: на прошлой неделе он намекнул, что связи Шмидта с врагами Польши стали тревожным звоночком в отношении человека, который его нанял — министра юстиции времен ПиС Збигнева Зёбро. В последнее время правительство Туска также сосредоточилось на бывшем министре обороны ПиС Антоние Мацеревиче и его заместителе полковнике Кшиштофе Гае. Объявляя о создании нового комитета по борьбе с российским влиянием, Туск заявил, что вокруг Мацеревича затягивается “информационная петля”, и обвинил его в том, что во время пребывания в должности тот “разоружил” польские вооруженные силы и окружил себя людьми, предположительно связанными с Москвой, — вроде полковника Гая, печально известного своими антиукраинскими заявлениями.
Сообщается, что в прошлом году следователи провели обыск в доме Гая, обнаружив обширный архив военных документов. Однако никаких обвинений ему не предъявлено, и никакого расследования предполагаемых связей Мацеревича с Россией так и начато. Неправомерное поведение со стороны людей его круга, безусловно, не исключено, но эксперты полагают, что склонность Туска заочно винить людей в соучастии в российских операциях влияния, нередко совершенно бездоказательно, может встревожить польских военных и службы безопасности.
“Полагаю, что офицеры, которых повысил Мацеревич, могут почувствовать себя не в своей тарелке, — сказал мне руководитель службы безопасности польского исследовательского института Polityka Insight Марек Щверчиньский. — Будет рискованно для системы, если подозрения в отношении Мацеревича автоматически будут распространяться на его назначенцев”.
Такая политизация вооруженных сил Польши подорвет их сплоченность и ослабит систему продвижения по заслугам на этапе, когда от этого зависит безопасность НАТО. Однако помимо сугубо практических проблем, обвинения Туска и возрождение “антироссийского” комитета также сулят репутационные риски польской архитектуре безопасности. Как сказал мне Кухарский: “Сам институт государства становится ненадежным, когда возникает комитет фактически ни для чего, без ясных целей и реальной работы. К тому же по-хорошему его не составит труда заменить парой-тройкой проплаченных журналистов, которые будут выставлять всех неугодных российскими шпионами”.
Помимо политической грязи правительство Туска не гнушается ничем, лишь бы упрочить свою репутацию оплота против “российских операций” — даже вымышленных. В прошлом месяце, когда пожар уничтожил торговый центр в Варшаве, Туск заявил, что инцидент “вероятно” связан с Россией, и даже арестовал нескольких подозреваемых — хотя, по мнению Кухарского, это скорее всего поджог, за которым стоят мафиозные разборки. В интервью польской прессе бывший польский подполковник назвал связь с Россией “теорией заговора”.
Разумеется, российские диверсии в Польше действительно случаются и представляют собой серьезную угрозу безопасности страны. Но, как и сам комитет, политически мотивированные спекуляции Туска подрывают реальную работу польской контрразведки по раскрытию московского влияния в стране, обесценивая правомочные обвинения в операциях Кремля. Спросите сторонников правящей коалиции Туска или ПиС, и вы обнаружите в обоих лагерях людей убежденных, что их противники работают на Россию. Эта реальность — олицетворение нынешнего политического раскола в Польше — объясняет, почему такие теории в фаворе у электората обеих партий. Мацеревич уже ответил Туску встречными обвинениями в сотрудничестве с Москвой.
Правда, однако, заключается в том, что, невзирая на масштабы российского влияния в польской политике, его массовая политизация приносит выгоду лишь Москве, чья основная цель — разжигание сомнений, разногласий и непримиримости среди соперников. Расколотая Польша, где вопросы национальной безопасности превратились в элементарные инструменты для сбора голосов, невыгодна никому из сторон. Да, антироссийские заголовки наверняка помогут Туску заполучить еще несколько мест в эти выходные — но какой ценой?
Михал Кранц — журналист-фрилансер, освещает политику и общественные вопросы на Ближнем Востоке, в Восточной Европе и США