Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Авантюра Макрона с досрочными выборами грозит выйти боком для Украины, пишет RS. Если партия Ле Пен победит, под вопросом окажутся дальнейшая помощь Киеву и его вступление в Евросоюз, подчеркивает автор статьи.
Эльдар Мамедов (Eldar Mamedov)
Потерпев унизительное поражение на выборах в Европейский парламент 9 июня, президент Франции Эммануэль Макрон распустил национальный парламент и объявил досрочные выборы 30 июня и 7 июля. Этот шаг может иметь огромные последствия для внутренней и внешней политики Франции — особенно в отношении поддержки Украины.
В европейских выборах почти 50% французских избирателей отвесили дерзкую пощечину элите: 37% голосов досталось крайне правым популистским партиям “Национальное объединение” и “Реконкиста” Марин Ле Пен и Эрика Земмура соответственно. Еще 10% выиграла крайне левая популистская “Непокоренная Франция”.
Напротив, центристско-либеральный список Макрона набрал лишь 14,6% голосов — более чем вполовину меньше, чем у “Национального объединения”.
Есть несколько возможных объяснений решению Макрона. Во-первых, он хочет повторить успех премьер-министра Испании Педро Санчеса, который после поражения социалистов на прошлогодних местных выборах, назначил досрочные парламентские два месяца спустя и сумел удержаться у власти благодаря немыслимой коалиции, вобравшей в себя всех от крайне левых до правых региональных националистов из Каталонии.
Как и Санчес, Макрон, быть может, рассчитывает запугать либералов, центристов и левых избирателей призраком “фашизма”, сплотить их против Ле Пен и тем добиться победы. Сможет ли он это осуществить — еще неизвестно, но далеко не факт, что Испания с ее тревожной историей (гражданской войной и франкистской диктатурой) послужит для Франции надежным примером. К тому же никто из правых популистов в Испании по уровню народной поддержки и в подметки не годится “Национальному собранию”.
Как вариант, Макрон может сознательно уступить “Национальному объединению” парламент и даже должность премьер-министра, чтобы разоблачить неопытность и некомпетентность популистов в государственном управлении и окончательно подорвать их позиции перед президентскими выборами в 2027 году.
Современная французская история уже оставила нам прецеденты так называемого “сожительства” – когда президент и премьер принадлежат к разным партиям. Французская конституция дарует президенту широкие полномочия саботировать действия премьер-министра, и Макрон, безусловно, не преминет ими воспользоваться, если таковым станет Жордан Барделла, 28-летний кандидат от “Национального объединения”.
Однако досрочные выборы — великая авантюра, которая может выйти боком. Сам ошеломляющий характер победы партии Ле Пен на европейских выборах — а она победила в 93% французских муниципалитетов — дает ей крепкие позиции для большинства голосов в Национальной ассамблее.
Прежде всего, результат доказывает стойкость партии во французской политике: ее постоянный кандидат в президенты Марин Ле Пен улучшила свой результат примерно с 34% в 2017 году до 41% в 2022. Если нынешние тенденции не изменятся радикальным образом, у нее могут быть неплохие шансы на победу в 2027 году.
Это будет иметь серьезные последствия для внешней политики Франции — особенно для Украины. Макрон постепенно стал одним из самых решительных сторонников Киева в Европе. Недавно он, например, заявил о готовности направить в страну западных военных инструкторов и, сменив курс, призвал разрешить Украине бить по целям в России западным оружием.
Предстоящие выборы, вне зависимости от их исхода, могут и не повлиять на ситуацию напрямую, поскольку внешняя политика во Франции — прерогатива президента, но сама сложность и серьезность военной политики Макрона и ее последствия, по-видимому, потребуют его безраздельного внимания. Однако вместо этого Макрон, скорее всего, отвлечется на выборы, которые сам же и назначил.
В долгосрочной перспективе мощное присутствие правых популистов в парламенте и правительстве помешает планам по укреплению общей политики безопасности и обороны ЕС — давнего приоритета Макрона и президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, которая надеется переизбраться на второй пятилетний срок.
Поскольку именно Франция — главная военная держава ЕС, для успеха этих начинаний необходимо сотрудничество Парижа. Однако для этого потребуется не только дипломатическая поддержка, но и, что особенно важно, финансовая мощь. Макрон — один из главных сторонников схемы совместных займов ЕС, чтобы нарастить расходы на оборону в ответ на украинский конфликт. Французские расходы потребуют одобрения парламента.
Хотя Ле Пен смягчила свой дружественный к России имидж 2010-х годов и предложила четкую поддержку Украине, сам размер и масштаб военных потребностей Украины и средств на восстановление страны потребуют решительного национального консенсуса для бессрочной поддержки Киева. Поскольку одни лишь потребности Украины в восстановлении оцениваются в сумму порядка 500 миллиардов долларов, парламенты стран-членов ЕС неизбежно получат право высказаться при распределении помощи.
Возможно, французский парламент и правительство, в которых доминируют правые популисты, не будут полностью готовы к этому.
Однако даже если на данный момент поддержке Украины ничто не угрожает, остается неясным, как долго она сможет продержаться и продолжится ли после окончания конфликта, особенно учитывая прошлое нежелание Ле Пен поддерживать Киев. Более того, на фоне ядерного статуса Франции и ее военной самодостаточности риторика Макрона об экзистенциальных ставках на Украине может показаться значительной части французского электората пустой болтовней — особенно националистам.
Еще одно долгосрочное последствие прихода к власти Ле Пен для Украины — дополнительная неопределенность вокруг перспектив членства в ЕС. Здесь препятствием служит сама конституция Франции: любое расширение ЕС должно быть одобрено или референдумом, или тремя пятыми голосов обеих палат парламента.
Хотя скепсис насчет расширения ЕС во Франции ни в коем случае не ограничивается правыми популистами, правые, безусловно, настроены к этой идее враждебнее всех. Одна из причин — национализм, но еще и деньги: по мнению бельгийского аналитического центра “Брейгель”, потенциальное вступление Киева обойдется ЕС в сумму от 119 до 146 миллиардов долларов, включая 92 миллиарда долларов на сельскохозяйственную политику (иными словами, субсидии ЕС фермерам), основную выгоду от которых получает как раз Франция. И все это без учета 500-миллиардного проекта восстановления Украины.
Окупится ли ставка Макрона на досрочные выборы, еще неизвестно, но она, безусловно, рискует ослабить дело Украины — особенно, если правым популистам удастся сохранить импульс после разгрома партии Макрона на европейских выборах на прошлой неделе.
Эльдар Мамедов — эксперт по внешней политике из Брюсселя