Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Президент Путин нацелился на самую уязвимую часть экономики США — переизбыток долларов по всему миру, пишет TEC. Страны БРИКС работают над созданием альтернативы американской валюте. Последствия этого шага для экономики Штатов могут быть катастрофическими.
В своей легендарной книге “Искусство войны” Сунь Цзы объясняет: “В наших собственных руках содержится возможность не допустить поражения. Возможность победы враг сам предоставляет нам”.
Когда президент Владимир Путин на состоявшемся в начале июня Петербургском международном экономическом форуме объявил Америке экономическую войну, он нацелился на самую уязвимую часть экономики США: избыточное предложение долларов по всему миру. Это во многом следствие нескольких волн абсолютно безрассудной денежной экспансии со стороны Федеральной резервной системы. А эта экспансия, в свою очередь, — результат ненасытного желания Капитолийского холма еще больше увеличить расходы.
Теперь президент Путин дал нам понять, что он собирается воспользоваться этой уязвимостью и нанести серьезный удар по американской экономике. Кто-нибудь в Вашингтоне обратил на это внимание?
27-й международный экономический форум в Санкт-Петербурге положил конец начальному этапу формирования нового мирового блока экономической мощи. Мы знаем его как БРИКС, но, вероятно, в ближайшем будущем он сменит название, поскольку десятки стран уже выстраиваются в очередь, чтобы влиться в него.
Открывшее Петербургский форум пленарное заседание началось с презентации, в которой Запад, включая Америку и Европу, выставлялся империалистическими головорезами прошлого. Колониализм сменился долларовой зависимостью: согласно презентации, она — лишь продолжение территориального колониализма.
Затем презентация перешла к России, которая, со своей стороны, изображалась как нерушимый оплот против западной колонизации на протяжении последней тысячи лет. Россия также подавалась источником справедливости и взаимного сотрудничества.
Даже не углубляясь в историю стран, веками живших по российской “справедливости”, можно не сомневаться, что данное изложение — жирный кус пропаганды. Однако посыл ясен: миру пора отказаться от доллара и других западных валют и влиться в новый международный клуб.
Этот клуб стремительно вырастает за пределы БРИКС, которая уже перестала быть всего лишь структурой для сотрудничества развивающихся стран. Организация постепенно преображается в передовой институт, который в итоге предложит миру новую глобальную торговую валюту, бросив вызов доллару.
Эта цель не секрет, и вот она приближается к осуществлению. В своей вступительной речи на Петербургском экономическом форуме президент Владимир Путин прямо упомянул торговую валюту БРИКС, хотя и без прямой отсылки к блоку. Путин пояснил, что России необходимо развивать “инфраструктуру транспортных платежей”, чтобы позволить экспортерам и импортерам финансировать торговые операции в обход доллара. О мотивации он высказался весьма откровенно:
“Не секрет, конечно, что надежность, доверие к западным платежным системам основательно подорваны, причем самими западными странами. В этой связи отмечу, что в прошлом году доля расчетов за российский экспорт в так называемых токсичных валютах недружественных государств сократилась вдвое”.
Альтернатива доллару на основе БРИКС, отметил президент, сейчас разрабатывается. Когда она будет запущена, это будет полностью независимая платежная система, “не подверженная политическому давлению, злоупотреблениям и внешнему санкционному вмешательству”.
Было бы глупо рассчитывать, что до новой торговой валюты дело не дойдет. Ядро стран БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР — уже некоторое время работают над созданием альтернативы доллару. Поскольку новые двусторонние торговые соглашения заключаются не на долларовой основе, а Саудовская Аравия последовательно отказывается от нефтедоллара при экспорте нефти, наблюдается согласованное и многостороннее движение за исключение доллара из мировой торговли.
Разумеется, это движение никогда не уничтожит доллар как торговую валюту, но у него определенно есть потенциал создания внушительной параллельной системы для значительной доли мировой торговли. Как отметил Путин, после притока новых членов в настоящее время на БРИКС приходится 36% мирового ВВП. Это означает, что вся торговля между странами внутри блока будет номинирована в новой торговой валюте. Поскольку многие из этих стран более зависимы от внешней торговли, чем, например, США, справедливо предположить, что в ближайшем будущем на торговую валюту БРИКС будет приходиться до 40% мировой торговли.
Это отнюдь не означает, что внедрять новую торговую валюту будет легко. Для надежной работы экспортерам и импортерам необходима поддержка центрального банка своей страны. Если им платят в иностранной валюте, им нужна возможность обеспечить обменный курс перед каждой операцией, чтобы сделать торговую сделку финансово предсказуемой. Импортерам, которым приходится платить иностранным торговым партнерам в своей валюте, также требуется предсказуемый обменный курс.
Центральный банк может обеспечить предсказуемость обменного курса лишь в том случае, если его резерв задействованных валют достаточно надежен, чтобы гарантировать ликвидность на валютном рынке. Вот почему центральные банки поддерживают резервы тех иностранных валют, которые используются для внешней торговли чаще всего. Когда глобальные торговцы уходят от конкретной валюты, у центрального банка нет причин держать эту валюту в прежних количествах.
Именно в этом и кроется главная угроза доллару. Когда центральные банки системы БРИКС продают доллары, чтобы приобрести другую валюту, они наводняют долларами мировой рынок — с двумя далеко идущими последствиями. Во-первых, доллар будет обесцениваться, и это ослабит покупательную способность американской валюты на мировом рынке. Если Америка к тому времени не вернет себе энергетическую независимость, цены на топливо будут расти, причем, по всей видимости, скачкообразно. Импорт других товаров первой необходимости, включая продукты питания, одежду и строительные материалы, также подорожает.
Вторым последствием распродажи доллара со стороны БРИКС будет то, что предложение долларов на мировом валютном рынке создаст значительный шок денежной массы в экономике США. В зависимости от масштаба сообщества БРИКС на тот момент, последствия могут быть любыми: от управляемых до катастрофических. Если центральные банки нынешних членов БРИКС распродадут все свои доллары, объем денежной массы в США вырастет примерно на 8%.
Это далеко не пустяк для экономики США, но вполне посильно. Однако любое увеличение выше этого уровня очень скоро создаст инфляционный импульс, то есть быстрое, пусть и, как правило, временное повышение уровня инфляции. В зависимости от того, насколько мощным окажется этот импульс, он вызовет в экономике инфляционный шок от умеренного до катастрофического. И по мере приближения к худшему сценарию, уровень инфляции, который нам предстоит, окажется немного выше недавних 9%. Когда инфляция достигнет двузначных цифр, подскочат и процентные ставки (причем, скорее всего, также с поразительной скоростью), а это, в свою очередь, станет шоком для всей экономики США.
Однако главная угроза стабильности и мировой стоимости доллара возникнет, когда страны БРИКС решат отказаться от доллара в своих финансовых системах. Небольшой, но символический шаг в этом направлении Россия сделала 13 июня, когда Московская фондовая биржа прекратила все торги, номинированные в долларах. За этим косвенно стоит правительство США, выведшее санкции против России на новый уровень и нацелившись на финансовую сторону “военной экономики” Москвы.
Финансовые операции масштабны, стремительны и чреваты дестабилизирующими последствиями. Масштабная дедолларизация финансовых систем БРИКС приведет к вымыванию долларов (опять же через центральные банки) на мировой рынок в таких количествах, что последствия для экономики США даже трудно предсказать.
Реализовав план дедолларизации последовательно и целенаправленно, Россия и БРИКС нанесут Америке серьезный экономический ущерб. Именно поэтому выступление Путина на Петербургском международном экономическом форуме справедливо расценивать как объявление войны американской экономике.
Автор: Свен Ларсон (Sven Larson) — доктор философии, автор аналитических статей по экономике для журнала The European Conservative. Работал штатным экономистом аналитических центров и советником политических штабов. Автор ряда научных статей и книг. Его труды посвящены государству всеобщего благосостояния, тому, как оно ведет к экономическому застою, а также реформам, необходимым для снижения негативного воздействия так называемого “большого правительства”.