Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В долгосрочной перспективе президентство Камалы Харрис не сулит демократам ничего хорошего, пишет UnHerd. По мнению автора статьи, им стоит рассматривать неизбежный второй срок Трампа не как "конец демократии", а как шанс на политические перемены.
Джоэл Коткин (Joel Kotkin)
Останься Джо Байден кандидатом в президенты от демократов, на ноябрьских выборах партии бы грозило неминуемое поражение — быть может, даже разгромное. Но даже после того, как президент сегодня вышел из гонки, партийные бонзы остались со столь же непопулярным вице-президентом Камалой Харрис (если, конечно, поддержка Байдена имеет хоть какое-то значение).
Хотя она и омолодит слегка партийный список, у нее невпечатляющие заслуги в привлечении избирателей за пределами фактически однопартийного штата Калифорния. И если второй срок Дональда Трампа неизбежен, то демократам следует рассматривать поражение не как “конец демократии”, как гласит избитое клише, а как искру давно назревших политических перемен.
Вот сценарий, который вскоре может развернуться перед нами. Будучи глубоко зависима от фракций чернокожих и прогрессивных левых, Харрис наверняка будет придерживаться повсеместно нелюбимой программы Байдена. В любом случае она гораздо охотнее действующего президента пойдет на безумие в калифорнийском стиле. Харрис потребует запрета на новую добычу углеводородов, будет внедрять электромобили, одновременно введет национальный контроль за арендной платой, спишет студенческие долги и будет продвигать репарации за рабство.
В долгосрочной перспективе это не сулит демократам ничего хорошего. Учитывая, что лишь 15% их избирателей придерживаются “строго либеральных” взглядов, многие выйдут из партии с глубоким отвращением. Однако поражение от Трампа может вызвать столь необходимую внутреннюю переоценку — которая приведет к возрождению того же масштаба, что три десятилетия назад привело к власти “Новых демократов” и Билла Клинтона на платформе экономического роста, к тому же умеренной в культурном отношении.
Напротив, остается лишь пожалеть Трампа, если трон унаследует именно он. В отличие от Байдена, который пришел к власти, когда экономика восстанавливалась после пандемии коронавируса, Трамп примет бразды правления, когда экономика уже начала буксовать. Джейми Даймон из JPMorgan Chase, некогда слывший любимым банкиром демократов, предупредил, что инфляция и процентные ставки останутся высокими, и это будет помехой новому президенту.
Избиратели всегда предпочитают винить во всем действующего президента, а не истинных виновников того, что настали тяжелые времена. Даже опытнейшие из наших политиков — Рональд Рейган, Билл Клинтон и Барак Обама — потерпели ранние неудачи, поскольку их политика не успела принести плоды. Так, демократы одержали крупную победу в 1982 году, через два года после прихода к власти Рейгана, получив 26 мест в Палате представителей. Точно так же и республиканцы разгромили демократов на промежуточных выборах 1994 года, через два года после первой победы Клинтона. В 2010 году с аналогичным отказом столкнулся уже Обама.
Некоторые демократы, включая редактора The Washington Monthly Билла Шера, думали, что смогут победить даже при ослабленном Байдене, отчасти потому, что видят перед собой “отличную экономику” — вопреки всем доказательствам обратного. Это может показаться чудесным избавлением для владельцев крупных пакетов акций или процветающих “бандитов с кольцевой дороги” (сленговое название консультационных фирм с представительствами в Вашингтоне или окрестностях. – Прим. ИноСМИ), но большинство американцев, включая молодежь и меньшинства, живут в совсем иной реальности.
И признание этой реальности — первый шаг к политическому восстановлению. Именно это сделали республиканцы в пятидесятые годы при Дуайте Эйзенхауэре, а затем при Ричарде Никсоне и Рейгане, выйдя за рамки прежнего электората из престижных загородных клубов. Республиканцы снова пытаются провернуть этот маневр, выбрав в напарники Трампа по президентской гонке Джей Ди Вэнса. Это попытка привлечь на свою сторону “отверженных” американцев из бывших индустриальных центров. В свое время то же самое проделали Клинтон и “Новые демократы”, вернув себе не только избирателей из рабочих пригородов, но и часть “братишек” — консервативно настроенных южан.
Дышащая на ладан администрация Байдена все больше проникается прогрессизмом, однако избиратели-демократы движутся в противоположном направлении. Это подчеркнуло поражение левого конгрессмена Джамаала Боумена на недавних первичных выборах демократов в Нью-Йорке. Других прогрессивных деятелей также хорошенько поколотили на местных выборах от Портленда и Сиэтла до Сан-Франциско. С другой стороны, растет интерес к умеренным губернаторам, таким как Джош Шапиро из Пенсильвании или Энди Бешир из Кентукки, которых даже прочат в кандидаты в вице-президенты.
Таким образом поражение в ноябре, даже разгромное, может пойти демократам на пользу.Воспользовавшись им как шансом победить левых, партия сможет сосредоточиться на непрекращающихся экономических невзгодах избирателей, которых стремительно теряет. Вернув себе рабочий класс, меньшинства и молодежь, демократы смогут сделать первые шаги к восстановлению политической власти.
Джоэл Коткин — научный сотрудник по городскому будущему Университета Чепмена и автор книги “Пришествие неофеодализма: предупреждение мировому среднему классу”