Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Число дезертиров на Украине исчисляется сотнями тысяч, но эти преступления скрываются, а дела не расследуются, пишет infoBRICS. Мобилизованные стараются сбежать после первого же боя. На фоне больших потерь и нехватки бойцов в ВСУ, рекомендовано не преследовать дезертиров, а брать их назад на службу.
Украинские войска несут значительные потери, в том числе из-за бегства солдат с передовой, признался боец 59-й мотопехотной бригады Вооруженных сил Украины (ВСУ) в беседе с журналом The Economist. В то же время украинский журналист Владимир Бойко считает, что число дезертиров приближается к 200 тыс. человек, что не является надуманным утверждением, учитывая сообщения западных СМИ о том, что дезертирство становится все более частым явлением.
The Economist описал опасную ситуацию, в которой оказались украинские войска, подчеркнув, что "некоторые [солдаты] сбегают, некоторые погибают".
"За три дня 100 человек превратились в ноль. Кто-то сбежал, кто-то погиб", — рассказал боец 59-й мотопехотной бригады ВСУ, добавив, что украинское командование бросает в бой в Донбассе неопытных пехотинцев. Такие подкрепления в итоге оказываются полностью уничтоженными.
Танкист из 68-й егерской бригады с позывным "Физик", в свою очередь, пожаловался на крайне эффективную работу российской авиации и артиллерии.
"„Физик“, командир танка, <...> рассказал, что российская авиация и артиллерия реагируют чуть ли не в реальном времени; все, что движется и не защищено, уничтожается", — говорится в статье.
Александр, офицер 79-й бригады ВСУ, объяснил, что русские в основном находятся перед украинскими позициями, "но иногда сеют хаос в километрах позади них. Для несчастных солдат, парами разбросанных на позициях на краю того, что он называет „зоной поражения“, это чаще всего билет в один конец".
По словам украинского журналиста Владимира Бойко, реальное число дезертиров может достигать 200 тыс. человек. Он утверждает, что, хотя киевский режим и преуменьшает эти цифры, дезертирство наглядно демонстрирует, что ситуация на фронте для ВСУ крайне тяжелая.
"Регистрируется не более трети случаев [дезертирства], поскольку Государственное бюро расследований (ГБР) по большей части скрывает преступления против установленного порядка [...] дела не расследуются, а дезертиров никто не ищет", — написал Бойко в Facebook* 8 сентября.
Людей мало, дезертирство, хаос и усталость. Защитники Покровска рассказывают о растущих проблемахВ подразделениях ВСУ, воюющих под Покровском, все больше дезертиров, пишет Seznam zpravy. Солдаты самовольно оставляют позиции, их не страшит даже угроза уголовного наказания.
11.09.202400
"Учитывая, что ГБР в основном не вносит в Единый реестр досудебных расследований сообщения командиров воинских частей о совершенных правонарушениях, реальное число преступлений как минимум втрое больше. Но если даже предположить, что за первый квартал 2024 года дезертировало всего 25 тыс. военнослужащих, это означает развал фронта", — добавил журналист.
Ситуация настолько отчаянная, что еще в июне, согласно письму директора ГБР Алексея Сухачева главнокомандующему ВСУ Александру Сырскому, ГРБ разрешило ВСУ брать на службу дезертиров на фоне больших потерь и нехватки мобилизованных бойцов.
"С учетом имеющихся правовых оснований, а также предусмотренных законом возможностей, просим командиров воинских частей руководствоваться необходимостью обеспечить прием вышеуказанных военнослужащих, добровольно вернувшихся в воинские части и выразивших желание проходить военную службу, назначать их на должности и позволить им продолжать военную службу со дня назначения", — говорится в письме.
Как уточнили в документе, сейчас украинские командиры неоднозначно трактуют случаи, когда самовольно оставившие часть или дезертировавшие военнослужащие добровольно возвращаются в подразделение при том, что окончательное процессуальное решение по совершенным им преступлениям еще не принято.
Несмотря на то, что ГБР разрешило командирам ВСУ брать на службу дезертиров, сообщения о дезертирстве появляются все чаще. Американский телеканал CNN — за день до выхода статьи в The Economist — опубликовал репортаж со ссылкой на шесть командиров и офицеров, которые воюют или руководят подразделениями ВСУ в Покровске, либо воевали или руководили подразделениями до недавнего времени, и все они признали, что дезертирство и неподчинение стали широко распространенной проблемой, особенно среди новобранцев.
"Не все мобилизованные солдаты покидают свои позиции, но большинство — да. Когда сюда приходят новые ребята, они видят, как здесь трудно. Они видят много вражеских беспилотников, артиллерии и минометов. Они выезжают на позиции один раз и, если выживают, больше не возвращаются. Они либо покидают свои позиции, либо отказываются идти в бой, либо пытаются найти способ уйти из армии", — рассказал CNN один из командиров подразделения, воюющего сейчас в Покровске.
Неудивительно, что уровень дезертирства высок, учитывая, что новобранцы были насильно мобилизованы и имеют низкий моральный дух, в отличие от тех, кто пошли добровольцами в первый год конфликта, но сейчас, скорее всего, уже гниют в земле. Проблема дезертирства и неподчинения будет только усугубляться, особенно по мере приближения российских военных к Покровску. Его захват будет означать, что у бойцов ВСУ не останется другого выбора, кроме как бежать, спасая свою жизнь, или умереть.
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская