Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В ЕС сделали очередную попытку спасти экономику, пишет Duvar. Марио Драги написал доклад о новой стратегии конкурентоспособности региона. В своем "плане по спасению Европы" он предлагает создать многомиллиардный инвестиционный фонд для решения проблемы экономической стагнации.
Умит Акчай (Ümit Akçay)
Экс-глава Европейского центрального банка и бывший премьер-министр Италии Марио Драги (Mario Draghi) на днях опубликовал резонансный доклад. На самом деле подготовить его Драги поручила Еврокомиссия. Тема доклада – то, что должно стать краеугольными камнями новой стратегии конкурентоспособности для Европы. В этой статье я дам краткую оценку плану Драги по прозвищу "Супер Марио" по спасению Европы.
Спасти Европу
Начнем с того, что напомним, как Европа оказалась в ситуации, когда ее нужно спасать. Драги исходит из того, что Евросоюз отстает от США и Китая, особенно в сфере технологий. В частности, в качестве двух ключевых проблем, с которыми сталкивается Европа в отличие от своих соперников, выделяются замедление производительности труда и экономическая стагнация.
В докладе отмечается, что, по мере того как мы переходим от периода, когда глобализация была на пике и предпринимались один за другим шаги по торговой и финансовой либерализации, к эпохе усиления экономического протекционизма, нынешние проблемы Европы станут еще более хроническими.
Другой важной проблемной зоной является старение населения в Европе. С одной стороны, это создает дефицит рабочей силы, вызывая потери в производстве, с другой – становится негативным фактором для производительности. В политическом плане замена тех, кто покидает рынок труда в силу возраста, трудовыми мигрантами формирует более благодатную политическую атмосферу для развития неофашистских движений. Поэтому стареющее население является одной из основных проблем как с экономической, так и с политической точки зрения.
Устойчивая стагнация
Главный вопрос, на котором Драги акцентирует внимание, – это экономическая стагнация в Европе. И действительно, если посмотреть на долгосрочные средние показатели, можно видеть, что темпы роста ЕС отстают как от США, так и от Китая. Тем более, учитывая, что средний рост в Евросоюзе увеличился за счет высоких темпов в странах Восточной Европы, практически можно говорить о долгосрочной экономической стагнации.
На самом деле тема не нова. Выдвинутые в марксистских анализах концепции понижения нормы прибыли и кризиса перенакопления объясняют основные механизмы этой долгосрочной экономической стагнации. К тому же устойчивый спад является одной из важных тем, обсуждаемых особенно после мирового финансового кризиса 2008 года, начиная от более мейнстримовых подходов и заканчивая критическими посткейнсианскими анализами. Драги не ссылается конкретно на эти дискуссии, но проблема, о которой он говорит, по сути та же.
В докладе причины низкого роста объясняются событиями в международной политике и экономике. Утверждается, что европейская модель роста зависела от дешевой энергии, поставляемой из России, растущей торговли на фоне глобализации и зонтика безопасности, созданного США, однако по всем трем направлениям произошли существенные изменения. Повышение цен на энергоносители, замедление темпов торговли и усиление тенденций регионализации, потребность в увеличении расходов на оборону показывают, что условия, сложившиеся после Второй мировой войны для Европы, постепенно меняются. Драги считает, что на экономический спад влияют все три фактора.
Множественный кризис и новая промышленная политика
Для преодоления множественного кризиса, вызванного структурными и конъюнктурными проблемами, в докладе предлагаются новые рамки промышленной политики и масштабная мобилизация государственных инвестиций. По мнению Драги, чтобы цифровизировать экономику, сократить выбросы углекислого газа и повысить обороноспособность, доля инвестиций должна увеличиться примерно на 5% годового ВВП. Для сравнения Драги отмечает, что дополнительные инвестиции, предусмотренные Планом Маршалла после Второй мировой войны в Европе в 1948-1951 годы, соответствовали примерно 1-2% годового ВВП. Иначе говоря, предлагается мобилизовать более чем в два раза больше инвестиций, чем в Плане Маршалла.
Для этой цели в докладе рекомендуется создать инвестиционный фонд в размере 800 миллиардов долларов в год. Таким образом, Драги полагает, что из кризиса, связанного с устойчивой стагнацией, можно выйти с помощью инвестиций. Это предложение в то же время означает изменение модели роста в Европе и переход к инвестиционно-ориентированной модели.
Элиты ЕС в отчаянии: экономика Европы ушла в смертельный штопорПринятый ЕС Закон об искусственном интеллекте еще больше навредит экономике региона, пишет The Telegraph. В нем ИИ рассматривается как угроза, а не дар человечеству. В результате передовые европейские программисты уже бегут в более “теплые” края, отмечает автор статьи.
12.09.202400
Старое умерло, а новое не рождается
Должен заметить, что доклад Драги не даст практического результата. В Европе политика не может измениться в одночасье. Судя по общественным дискуссиям, особенно в Германии и Франции, мы по-прежнему видим "мертвое старое", то есть устаревшие неолиберальные политические рамки, их политических игроков и аргументы.
Например, министр финансов Германии утверждает, что предложение Драги о новом инвестиционном фонде не решит структурных проблем ЕС и для компаний стимулов более, чем достаточно. С точки зрения Линднера (Lindner), корень проблемы – это "бюрократия и плановая экономика". Как видно, политики в Германии все еще убивают время, ведя бой с тенью и сражаясь с несуществующим врагом (плановой экономикой). В противовес холодной реакции на доклад положительное мнение выразила пока только Испания.
В этих условиях, хотя общественную дискуссию на эту тему определяют, в частности, растущие неофашистские движения, предпочтения большинства из них относительно экономической политики не указывают на какой-либо радикальный разрыв с "мертвым старым". Шаг, предпринятый Еврокомиссией через Драги, на самом деле можно рассматривать как поиск новой модели роста, которую центральная политика пытается создать в условиях множественного кризиса, и основанного на ней нового консенсуса.