Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Под угрозой и стратегическая автономия Европы, и её политическая стабильность, как показали недавние выборы, пишет RS. Неясный исход конфликта на Украине и обострившаяся угроза неконтролируемой эскалации объясняют политическую бурю в Европе, считает автор статьи.
Молли О'Нил (Molly O'neal)
Затянувшийся конфликт на Украине может помешать Европейскому союзу создать в течение нескольких лет обычные средства сдерживания, способные справиться с гораздо более суровой и нестабильной средой угроз.
Достичь стратегической автономии Европы будет крайне непросто, пока конфликт на Украине продолжает бушевать, — причем по ряду причин от внутреннего политического раскола до слабой экономики и стесненных государственных финансов.
Кроме того, меняется и общественное мнение. Конфликт приближается к трехлетней годовщине, и все больше европейцев по всему континенту голосуют за антивоенные партии — или те, что выступают за урегулирование путем переговоров. Опросы общественного мнения об украинском конфликте от 24 июля показали, что большинство европейцев либо ожидают урегулирования путем переговоров, либо даже активно его поддерживают.
Политическая нестабильность
Правые партии популистско-националистического толка (“Альтернатива для Германии” и “Национальное объединение” во Франции) и их левые аналоги (“Союз Сары Вагенкнехт” в Германии и “Непокоренная Франция”) своими недавними успехами на выборах во многом обязаны своему несогласию с всеобщим курсом на поддержку Украины, а также недовольству избирателей вялой экономикой еврозоны.
Недавний прогноз министра экономики Роберта Хабека от “Зеленых” по экономике Германии в 2024 году неутешителен: сокращение на 0,2% вместо вялого роста на 0,3%, как прогнозировалось ранее.
Идя на поводу у населения в своих землях, лидеры Саксонии и Бранденбурга Михаэль Кречмер (Христианско-демократический союз) и Дитмар Войдке (Социально-демократическая партия) при поддержке лидера ХДС в Тюрингии Марио Фойгта 4 октября призвали федеральные власти Германии возглавить усилия по мирному урегулированию конфликта на Украине. Мирную демонстрацию в Берлине 3 октября, в День немецкого единства, возглавила Сара Вагенкнехт, но при этом ее поддержали и члены фракции СДПГ, ратующей за мир.
В свежеопубликованной сводке Института ответственного государственного управления имени Квинси “Риски для Германии и Европы от затяжного конфликта на Украине” утверждается, что обязательство бессрочно вооружать и финансировать Украину рискует осложнить Европе и без того непростую задачу модернизации собственной обороны — особенно с учетом налогово-бюджетных ограничений и высокого государственного долга во многих странах Евросоюза.
Более того, уважаемый научный сотрудник Совета по международным отношениям и бывший высокопоставленный дипломат Томас Грэм выдвинул довод, что европейская стратегическая автономия необходима и даже желательна с точки зрения интересов США, и что одно из предварительных условий для скорейшего прогресса в этой области — как раз стабилизация Украины.
Он также утверждал, что урегулирование на Украине со временем может открыть путь к закрепляющим дипломатическим мерам, включая контроль вооружений между США-Европой и Россией и обновленную структуру обычных вооруженных сил в Европе.
Неясный исход конфликта и обострившаяся угроза неконтролируемой эскалации объясняют политическую бурю в Европе, охватившую даже Францию и Германию— традиционных двигателей европейской интеграции. Выход из строя франко-германского тандема ослабляет возможности ЕС по формированию последовательной внешней политики и политики безопасности — к тому же не следует сбрасывать со счетов экономические ограничения.
Экономическая нестабильность
Недавно опубликованный доклад об экономике ЕС бывшего председателя Европейского центрального банка и премьер-министра Италии Марио Драги представляет собой подробный диагноз и набор рекомендаций о том, как континенту раскрыть потенциал роста. Самым ярким и значимым признаком вялого роста Европы и потери конкурентоспособности в докладе называется значительный разрыв в росте производительности труда с США начиная с 2000 года.
Драги объясняет его главным образом тем, что Европа “проморгала цифровую революцию с пришествием интернета, а также привнесенный ею рост производительности”. Чтобы достичь основных целей — цифровизации и декарбонизации экономики, а также повысить обороноспособность — инвестиции как доля от ВВП Европы должны вырасти на 5% до уровней, невиданных с 1960-х и 1970-х.
По части ВПК в докладе упоминается проблема фрагментации и дублирования мощностей среди членов ЕС и звучит призыв к панъевропейской координации и интеграции инвестиций. По сравнению с США европейские оборонные расходы не уделяют достаточного внимания технологическим инновациям, а также научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам.
Главным приверженцем реорганизации ВПК через инвестиции с момента своего назначения в 2019 году комиссаром по внутреннему рынку был Тьерри Бретон — бывший французский министр экономики и генеральный директор ряда корпораций. Однако ожесточенная борьба за сферы влияния между Бретоном и главой Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен привела к его гневной отставке 16 сентября.
Решающий оборонный портфель теперь оказался в руках первого европейского комиссара по обороне Андрюса Кубилюса, бывшего премьер-министра Литвы и члена Европейского парламента. Ему и предстоит решать проблему: где взять ресурсы, соответствующие чаяниям ЕС и стремлению блока модернизировать оборонную промышленность? Скорее всего, он позволит американским и британским фирмам участвовать в тендерах на оружейные закупки ЕС — чему явно воспротивился бы Бретон.
И Кубилюс, и новый еврокомиссар по внешней политике бывший премьер-министр Эстонии Кая Каллас наверняка увяжут инвестиции в оборонную промышленность Европы с удовлетворением потребностей Украины в затяжном конфликте — вместо того, чтобы сместить акцент на защиту собственно территории Европы.
Бретон посетовал, что Франция пожертвовала своим влиянием в Комиссии, отдав бразды правления Германии. Складывается ощущение, что потенциал франко-германского тандема находится на крайне низком уровне, а ни одной другой группе преодолеть разногласия внутри Европейского союза не под силу.
Диагноз и рекомендации Драги, сколь угодно точные и убедительные, вряд ли повлекут за собой решительные и скоординированные шаги по восстановлению конкурентоспособности Европы. Хотя это не решит насущных проблем континента сию же минуту, скорейшее урегулирование украинского кризиса — безусловно, одно из важнейших предварительных условий прогресса к стратегической автономии Европы.
Молли О'Нил — университетский преподаватель и научный сотрудник. Долгое время работала на дипломатической службе в Центральной Европе, России и Евразии. Профессор университетов в Варшаве и Дрездене, имеет докторскую степень Университета Джонса Хопкинса. Внештатный научный сотрудник Института ответственного государственного управления имени Квинси