Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украинское общество всколыхнул скандал из-за выдачи уклонистам подложных справок об инвалидности, пишет UnHerd. У одного из членов врачебной комиссии обнаружили почти полмиллиона долларов. Коррупция в высших сферах — постоянный источник гнева простых украинцев.
Как далеко зашла эта гниль?
Охвативший украинское чиновничество скандал по поводу уклонистов чреват далеко идущими последствиями. Он поднимает сложные вопросы: не только о том, сможет ли страна в принципе продолжать боевые действия, но и как она будет выглядеть после конфликта. Те, у кого есть деньги или связи, увиливают от воинской службы путем подкупа или запугивания. А простой молодежи остается лишь прятаться или пытаться сбежать за границу. В результате методы их поимки становятся всё жестче.
На этой неделе генеральный прокурор Украины Андрей Костин вынужденно подал в отставку после выдвинутых прессой обвинений, которыми затем заинтересовалась служба безопасности. Утверждается, что минимум десятки чиновников увильнули от службы с помощью подложных медицинских справок об инвалидности. Они выдавались за взятки, и одного чиновника от медицины поймали с поличным — почти 450 000 долларов незадекларированных денег.
Это свидетельствует о серьезном размахе должностной коррупции, поскольку официальных зарплат на такую мзду не хватит. Около 64 членов врачебных комиссий были обвинены в подлоге, и девять из них уже осуждены. Аннулировано более 4 000 справок об инвалидности. В своем обращении к народу по этому вопросу Зеленский подчеркнул, что дело касается “не только прокуроров”. “Есть сотни таких фактов, очевидно необоснованных инвалидностей у должностных лиц таможни, налоговой, в системе Пенсионного фонда, в местных администрациях”, — добавил Зеленский.
Российское правительство обходит проблему уклонения от службы, ограничив призыв на действительную службу и полностью освободив от него представителей среднего класса и жителей мегаполисов.
Вместо этого Россия с большим успехом опирается на добровольцев из более бедных и удаленных регионов, которых, как и на передовую, заманивают высокой заработной платой — во многих случаях впятеро больше средней в их населенных пунктах. У России также гораздо больше живой силы, и она планирует увеличить численность вооруженных сил и довести ее до 1,5 миллионов к 2026 году (по сравнению с миллионом до начала спецоперации).
Украина, по оценкам, потеряла около 80 000 солдат, а ее население сократилось на четверть из-за эмиграции на Запад. В результате сейчас население России почти в пять раз больше украинского, поэтому Киеву приходится ставить под ружье всех годных к строевой службе мужчин, которых он только найдет. Кадровые трудности отражают общее падение боевого духа: так, сообщается о более чем 50 000 случаев дезертирства из украинской армии. Судя по сообщениям с передовой, значительная часть новобранцев плохо обучена и не желает воевать.
Последними скандалами и разоблачениями воспользуются внутренние политические противники правительства Зеленского. Кроме того, это, вне всяких сомнений, придаст сил противникам дальнейшей поддержки Украины в западном лагере. Наконец, это будет иметь большое значение для будущего страны по окончании конфликта. Вступление страны в Европейский союз осложнится еще больше и столкнется с ожесточенным сопротивлением экономических и политических сил. Эти фракции наверняка превратят коррупцию в весомый довод, чтобы поставить Украине заслон.
На самой Украине, как я обнаружил во время визита в прошлом году, коррупция в высших сферах — неизменный источник гнева среди простых граждан, особенно ветеранов, которые возвращаются домой с фронта и наверняка считают конфликт проигранным. Вспоминая погибших и оставшихся калеками товарищей, они вряд ли обрадуются, если ими будут управлять те же самые растленные элиты, что и прежде, — сколь угодно “демократически избранные”. И есть зловещие прецеденты того, во что могут выплеснуться такие эмоции.