Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На саммите Европейского политического сообщества обсуждались насущные вопросы, связанные с укреплением коллективной безопасности ЕС на фоне победы Трампа, пишет Times of India. По мнению автора, Франции и Германии нужно активизироваться и брать лидерство на себя.
Рудранил Гхош (Rudroneel Ghosh)
Президент Франции Эммануэль Макрон сделал несколько решительных заявлений и шагов. На недавнем саммите Европейского политического сообщества он выступил в роли одного из самых громких ораторов, где выступал за укрепление коллективной европейской обороны в качестве альтернативы зависимости от США. Особую значимость это приобретает после победы Трампа на недавних президентских выборах в США. Его напряженные отношения с европейскими партнерами по НАТО в первый срок привели к значительной напряженности в трансатлантических связях. Есть угроза повторения ситуации, поскольку в январе следующего года миллиардер снова придет в Белый дом. И центром внимания будет, конечно же, Украина.
В течение нескольких месяцев предвыборной кампании Трамп давал понять, что не станет поддерживать бессрочную военную помощь Украине. Он даже обещал быстро положить конец конфликту. Но предвыборные обещания и реальная политика правительства — две разные вещи. Так что дальнейшее поведение Трампа в этой ситуации нам еще только предстоит увидеть. Однако нельзя отрицать, что Европа должна делать больше не только для собственной безопасности, но и в плане поддержки Украины, а именно взять на себя ответственность за передачу ей оружия от США, если Вашингтон откажется от поддержки Киева. И, конечно, активизации усилий ждут от двух главных столпов ЕС в лице Франции и Германии.
Кандидат в постпреды США при ООН отказалась от поддержки членства Украины в НАТОЭлиз Стефаник, которую Трамп выдвинул на пост представителя США в ООН, отказалась от своей прежней позиции по Украине, сообщает CNN. Теперь она всецело поддерживает политику будущего президента и уже не требует снабдить Киев ракетами Javelin и принять Украину в НАТО.
14.11.202400
Но в Германии только что распалось правительство, а в начале следующего года в стране начнутся выборы. При таком сценарии маловероятно, что Берлин сделает для Украины больше, чем делает сегодня. Таким образом, Франции и Макрону остается, наконец, взять на себя тяжелую ношу и вести переговоры от имени ЕС. И Макрону есть что доказать.
Несмотря на все позитивные заявления, президентство Макрона на самом деле не повышает стратегический вес Франции в международной геополитике. В Африке он потерпел сокрушительное поражение: значительное количество франкоязычных стран континента относится к нему с резкими неприятием. Турне Макрона по Африке в 2023 году обернулось провалом: несколько африканских лидеров пожаловались на высокомерное отношение Франции, а Париж продолжил считать французскую Африку своей вотчиной. Вообще, именно такое отношение позволило России проникнуть во многие страны Сахеля и Западной Африки. Во время госпереворота 2022 года в Буркина-Фасо были подняты российские флаги и совершено нападение на посольство Франции.
Сейчас Макрон пытается остановить эти неудачи, обратив взгляд в сторону Марокко. В июле он предпринял разумный шаг и признал его суверенитет над марокканской Сахарой, а недавно подтвердил эту позицию в ходе государственного визита в королевство, назвав план автономии Рабата для Сахары единственным реалистичным решением проблемы.
Следует напомнить, что проблема марокканской Сахары — пережиток колониального прошлого Африки. Она была испанским эксклавом до "Зеленого марша" в ноябре 1975 г., когда марокканцы мирно воссоединили ее с Марокко. Однако поддерживаемая Алжиром сепаратистская группировка "Фронт Полисарио" начала против марокканского государства вооруженную борьбу. Предполагалось, что прекращение огня при посредничестве ООН в 1991 г. приведет к проведению референдума, но из-за непримиримости "Полисарио" и Алжира его не произошло. Марокканский король Мохаммед VI упомянул об этом в речи по случаю 49-й годовщины "Зеленого марша" на прошлой неделе, отметив, что "Полисарио" так и не позволил провести надлежащую перепись населения в лагерях сахарцев в Тиндуфе.
Возвращаясь к Макрону, отметим, что его признание суверенитета Марокко над марокканской Сахарой продиктовано желанием использовать растущее стратегическое влияние королевства на франкоязычную Африку для защиты интересов Парижа. Учитывая, что Марокко является поборником межафриканского сотрудничества и развития, Макрон надеется найти новый путь для восстановления связей Франции с франкоязычными африканскими странами и сдерживания растущего присутствия в регионе России.
Макрону и Франции действительно придется приложить усилия, чтобы эта стратегия сработала. Франция сможет вернуть доверие франкоязычной Африки лишь в том случае, если изменит свое отношение и будет выступать за настоящее равенство. Для начала нужно открыто и недвусмысленно извиниться за свое колониальное прошлое. И если Париж действительно хочет занять новую позицию в области безопасности в Европе, ему следует отменить ограничения на поставки оружия большой дальности на Украину. Самое время действовать.