Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Западные страны выделили Киеву кредиты за счет доходов от замороженных российских активов, пишет RS. Украину это все равно не спасет, а США и Европа, посягнув на чужие деньги, сами себя подставили: возвращать России ее средства рано или поздно придется.
Иан Прауд (Ian Proud)
Во вторник 10 декабря министр финансов Джанет Йеллен объявила о предоставлении Украине кредита на 20 миллиардов долларов. Это последняя глава в давнишней эпопее с кредитом “Семерки” на сумму 50 миллиардов долларов за счет так называемых “непредвиденных доходов”, согласованном на июльском саммите в Апулии.
Байден уже подтвердил намерение Америки предоставить эти средства в октябре, поэтому объявленный на этой неделе платеж окончательно расставил "точки над i". Теперь кредит “Семерки” формируется так: по 20 миллиардов долларов от США и ЕС, а оставшиеся 10 миллиардов покроют Великобритания, Канада и Япония.
Учтите, кредит США не предоставит Украине дополнительного финансирования сверх уже согласованного “Семеркой”. И не поднимет планку выше тех 50 миллиардов долларов, что уже обещаны на данный момент. Более того, Европейский союз уже предусмотрел возможность восполнить пробел в том случае, если бы США не предоставили свою долю. Поэтому обнадеживает лишь то, что Вашингтон поступает последовательно и выполняет ранее взятые на себя обязательства.
Кредит США не может быть потрачен на военные нужды, поскольку эти средства переведены во Всемирный банк, а он не дозволяет финансирования военной деятельности. Это заметное расхождение с октябрьской позицией США, когда те надеялись, что около половины этих 20 миллиардов долларов пойдет бедствующей армии Украины.
Йеллен прокомментировала этот шаг так: “Мы высылаем недвусмысленный сигнал решимости, перекладывая издержки за незаконные боевые действия с налогоплательщиков нашей коалиции на саму Россию”.
Но мысль, что этот кредит в итоге не ляжет на плечи американских налогоплательщиков, весьма спекулятивна и зависит от фактов, неподвластных США.
Возврат американского кредита зависит от устойчивости так называемого "Механизма сотрудничества по кредитам Украины" под эгидой ЕС. По нему прибыль от замороженных российских активов в Бельгии на сумму 270 миллиардов долларов выплачивается Украине, чтобы та могла возвращать долги кредиторам из “Семерки”, включая США. Однако механизм будет работать лишь до тех пор, пока действует заморозка российских активов. Иными словами, как только российские активы будут разморожены, выплаты по американским кредитам прекратятся.
Чиновники США попытались смягчить этот финансовый риск, призвав ЕС продлевать санкции против России не на полгода, а на три года, но не преуспели из-за вето Венгрии. Таким образом погашение кредита США будет зависеть от согласия членов ЕС на долгосрочную заморозку российских активов, а это выглядит чересчур оптимистично.
Аналогичный кредит ЕС на 20 миллиардов долларов снабжен условием, что Украине в итоге придется вернуть капитал, если доходы от замороженных российских активов или военные репарации от России не поступят. Поэтому уверения Йеллен, что американским налогоплательщикам не придется выплачивать кредит на 20 миллиардов долларов, неубедительны.
Более того, Украина — известная неплательщица международных долгов. В июле Зеленский подписал очередную декларацию об отсрочке платежей по внешним долгам, пока шла реструктуризация. Благодаря июльскому соглашению о реструктуризации долгов на сумму 20 миллиардов долларов кредиторы списали 37% своего капитала.
Однако гораздо бóльшая проблема, разумеется, кроется в том, что даже кредит “Семерки” на 50 миллиардов долларов, на одобрение которого ушло ни много ни мало полгода, слабеющей экономике Украины — что мертвому припарки. По данным МВФ, бюджетная ситуация Украины настолько плачевна, что только с 2023 по 2027 год ей понадобится от 122 миллиардов до 141 миллиарда фунтов стерлингов внешнего финансирования для удовлетворения своих бюджетных потребностей. Таким образом кредиты “Семерки” в лучшем случае покроют лишь 41% этих потребностей.
В отличие от кредита ЕС, с чьими мудреными подробностями можно ознакомиться на сайте Комиссии, Минфин США структуры своего кредита не раскрыл. Минфин лишь выплатил все 20 миллиардов долларов Всемирному банку — и, такое чувство, надеется на лучшее. Давайте внесем ясность: погашением кредита будет заниматься правительство США — Всемирный банк явственно дал понять, что он “не занимается ни замороженными российскими активами, ни инвестиционными доходами и не имеет к ним никакого отношения”.
Что же в итоге?
Очевидно, что раз 61% бюджета на 2025 год уйдет на оборонные расходы, то лучший способ облегчить бедственное финансовое положение Украины (не говоря уже о том, чтобы остановить бессмысленную бойню) — это прекратить конфликт.
Даже если вынести за скобки сами боевые действия, десятилетний конфликт оказал поистине разрушительное воздействие на простых украинцев. По данным Всемирного банка, более пятой части взрослых украинцев лишились работы, а почти две трети домохозяйств не имеют ни сбережений, ни трудового дохода. Треть опрошенных семей сообщили, что вынужденно сократили рацион или пропускают приемы пищи. Трое из десяти украинцев живут в бедности.
Наконец, всякий, кто полагает, что Россия так запросто откажется от своих замороженных активов на сумму 300 миллиардов долларов ради того, чтобы заполнить брешь в бюджете Украины, жестоко ошибается. Россия продолжает добиваться через британские суды возврата еврооблигаций на сумму три миллиарда долларов, выплаченных правительству Виктора Януковича в декабре 2013 года после того, как Киев отказался подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС. Кроме того, Москва не раз давала понять, что не намерена выплачивать репарации, поскольку считает, что конфликт спровоцировал Запад, подталкивая Украину к противостоянию.
В июле рейтинговые агентства понизили рейтинг Украины до уровня дефолта. Таким образом Киев фактически отрезан от новых кредитов от международных инвесторов. Как только 50 миллиардов долларов от “Семерки” иссякнут, Зеленскому (или тому, кто придет ему на смену после прекращения огня и выборов, которые он наверняка проиграет), придется искать “добавки”.
Поэтому вопрос о том, как будет выплачен последний кредит на 20 миллиардов долларов, совершенно второстепенный, поскольку финансирование Украины на этом явно не прекратится. И что бы там ни говорила министр финансов Йеллен, это означает, что конца войне Байдена и финансовому бремени для американских налогоплательщиков не видать.
Иан Прауд находился на британской дипломатической службе с 1999 по 2023 год и занимал должность экономического советника в посольстве в Москве с июля 2014 года по февраль 2019 года. Был одним из организаторов саммита “Восьмерки” в Лох-Эрне в Северной Ирландии. Недавно опубликовал мемуары “Неприкаянный в Москве: как британская дипломатия в России 2014–2019 годов потерпела крах”