"Поляки устали оплачивать благосостояние украинцев"

TEC: Польша пересматривает систему пособий для украинцев спустя несколько лет

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Польская щедрость обернулась чувством второсортности среди самих поляков, пишет TEC. Украинский вопрос разделил политиков и общество, но их объединяет одно — усталость. Именно она может поменять направление, в котором движется Варшава.
Артур Цеханович (Artur Ciechanowicz)
"Политика Польши в отношении Украины должна быть прагматичной, отражающей отношение Украины к Польше" — политический комментатор Лукаш Варцеха.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
В конце августа польский президент Кароль Навроцкий наложил вето на законопроект о продлении социальных льгот для проживающих в Польше украинских граждан, заявив, что с момента принятия этого закона три с лишним года тому назад изменилось состояние государственных финансов, а также "политические и общественные эмоции". Как сообщил портал europeanconservative.com, вето распространяется, среди прочего, на пособие "800+". Это ежемесячное пособие в размере 800 злотых выплачивается на каждого ребенка в семье в рамках демографической программы. В Польше продолжаются дебаты по вопросу о том, надо ли выплачивать пособие 800+ живущим в стране и нигде не работающим украинцам. Это указывает на то, как сильно изменилось отношение поляков к своим соседям, говорит известный политический комментатор, журналист и писатель Лукаш Варцеха, известный своими либеральными и антилевацкими взглядами.
Артур Цеханович: Что это за дебаты о 800+ для украинских граждан, о чем они на самом деле, и каковы главные позиции в ходе этой дискуссии? Как вы оцениваете достоинства различных аргументов?
Лукаш Варцеха: Происхождение дебатов таково. В конце августа президент Польши Кароль Навроцкий наложил вето на законопроект о продлении поддержки проживающих в Польше украинских граждан, и вместо этого предложил альтернативный законопроект, который гарантирует медицинские услуги и детские пособия только тем украинцам, которые работают и платят налоги в Польше. Как обычно бывает в таких обстоятельствах, украинские и проукраинские активисты и политики попытались осудить действия президента, назвав их пророссийскими. Однако общество, в том числе, рядовые граждане, выразили исключительно мощную поддержку Каролю Навроцкому.
В Польше подбили БПЛА. Киев истерит, что Россия якобы атакует страну НАТО
А как поляки обосновывают свою поддержку президентского вето?
— Польша с самого начала вооруженного конфликта оказывала Украине и украинцам огромную помощь. Каждый поляк на себе ощутил бремя этой помощи. В этом контексте два типа аргументов подкрепляют общественную поддержку позиции президента. Первый тип аргументов в большей степени эмоциональный: поляки подчеркивают поразительную неблагодарность Украины и украинцев. Второй тип больше прагматический, основанный на том, что нам просто не по карману финансово поддерживать тех, кто не работает, и кто — я это подчеркиваю — не платит налоги в Польше. Оба аргумента объединяет убежденность в том, что наша страна многое сделала, но получила очень мало взамен от украинской стороны. Киев даже не соизволил продемонстрировать символические жесты доброй воли по историческим вопросам, например, он не разрешил проводить эксгумацию останков польских жертв массовых убийств на Украине, начавшихся в 1943 году.
Можем ли мы говорить о радикальном сдвиге в отношении поляков к украинцам?
— Изменение не было внезапным, оно было постепенным и последовательным, что я и предсказывал с самого начала. На самом деле, я утверждал, что чем больше политики будут подталкивают нас к обязательной проукраинской позиции, тем сильнее будет негативная реакция отторжения. Это изменение задокументировано регулярными социологическими опросами, особенно превосходными периодическими исследованиями доктора Роберта Станишевского из Варшавского университета. Сначала — в начале конфликта — отношение к украинцам было наполнено эйфорией, но потом оно постепенно начало меняться и стало более скептическим. Подробные ответы на вопросы социологических исследований показали, что одной из наиболее чувствительных тем являются как раз социальные выплаты. Поляки стали чувствовать себя гражданами второго сорта в своей собственной стране.
Поляки — Туску: "Прекрати врать! Это называется операция под чужим флагом"
Такие ощущения оправданны?
— Утверждение о том, что украинцы в Польше находятся в привилегированном положении, имеет под собой прочное основание, поскольку все льготы и пособия — а они ничем не отличаются от тех, которые получают поляки — предоставляются им исключительно на основании даты прибытия в Польшу. Более того, размеры этих льгот и пособий значительно превышают все то, что требуют от нас международные конвенции и нормы ЕС в отношении пребывания украинских беженцев на территории Евросоюза с марта 2022 года.
Как же так получилось, что не космополитичное правительство Дональда Туска, а называвшее себя консервативным правительство Матеуша Моравецкого ("Право и справедливость") приняло меры, ставящие в привилегированное положение граждан другой страны?
— Характерная польская черта — эмоциональное понимание политики, движимое стремлением к справедливости. Пока это касается только рядовых граждан, последствия ограничены. Проблемы возникают, когда политики начинают действовать таким же образом, исходя из эмоций, чувств, обид и недовольств. Руководствующийся эмоциями политик несерьезен, а его действия вредны, поскольку чреваты реальными негативными последствиями. Одним из таких последствий стало именно привилегированное положение украинцев за счет поляков. Такая ситуация немыслима в любом серьезном государстве.
"Сперли" разработки: японцы раскритиковали идею создания нового истребителя. Россию все равно не превзойти
В одной из своих колонок вы назвали "украиноманией" столь эмоциональное отношение польских политиков к Украине. Откуда это взялось?
— Оно возникло из инфантильного увлечения историей Речи Посполитой, когда земли современной Украины входили в состав Польши. Другим фактором является тенденция некоторых польских элит демонизировать Россию. А поскольку враг моего врага мой друг, они смотрят на этого "друга" некритично. Еще одним элементом является внутренний политический конфликт в Польше, который заставляет занимать крайние позиции. Если одна сторона говорит да, другая должна сказать нет — или стороны просто обязаны соперничать в том, кто из них занимает более проукраинские позиции, более антироссийские и так далее. Я думаю, что эти три фактора объясняют явление "украиномании". Россия, конечно, не наш друг. Мы должны признать это и действовать соответствующим образом. Но любая "-филия", "-фобия" или "-мания" в международной политике просто мешает правильному определению ситуации и тем самым препятствует адекватной реакции. Это в равной степени относится к украиномании и украинофилии, к германофобии, к русофобии и антиамериканизму.
Неужели польские политики не возражают против того, что политическая и экономическая элита Украины во многом остается советской по своему менталитету, и очень далека от европейских цивилизационных ценностей? Например, это проявляется в том, что к государству они относятся в основном как к частному экономическому ресурсу.
— Их это не волнует, потому что элита очень мало знает об этом. Иногда об этом упоминают неофициально люди, которые имеют дело с украинцами, чаще всего те, кто занимается там бизнесом. Но среди польских политиков практически отсутствует критическое — в здоровом смысле этого слова —отношение к Украине. И напротив, на Западе это вполне очевидно. Это, скорее всего, происходит из-за украиномании и определенной формы политкорректности.
Токио решил закрыть японские центры в России: генеральный секретарь правительства считает, что они выполнили свою рольТокио решил закрыть действовавшие в России центры, где обучали японскому языку и проводили бизнес-семинары, пишет Mainichi. Японские читатели назвали это недальновидным решением. "Нельзя разрывать связи с Россией", — написал один их них.
Так какой же должна быть польская политика в отношении Украины?
— Прежде всего, она должна быть прагматичной — в лучшем и самом конкретном смысле этого слова. Прагматичная — значит прямо пропорциональная, отражающая отношение Украины к Польше. Позиция Украины в отношении Польши очень прагматичная. Украинцы делают то, что мы позволяем им делать. И это ни в коей мере не является упреком в их адрес. Мы можем винить только себя. Мы упоминали, что поляки разочарованы неблагодарностью украинцев. Это само по себе доказывает отсутствие прагматизма, потому что благодарность не является категорией международной политики. Государства не должны быть благодарны друг другу. Если мы с самого начала заявляли (как это делала ПиС), что наша помощь Украине не основана на принципе "ты мне, я тебе", тогда другая сторона не чувствовала себя обязанной отвечать взаимностью.
Кроме того, любого, кто настаивал на таком транзакционном подходе, поляки осуждали и очерняли, называя "русской марионеткой." Тем не менее, были явные ситуации, когда наши интересы быстро входили в противоречие. Прежде всего, это проблема импорта украинского зерна в ЕС и Польшу, а также проблема украинских транспортных компаний в Европе.
Поэтому мы должны устанавливать границы и предъявлять требования. Простой пример: в ходе дебатов по вопросу президентского вето критики Навроцкого заявляли, что оно не позволяет Польше финансировать системы Starlink для Украины. Не вижу причин для того, чтобы Польша финансировала спутниковую систему связи Украины, часть которой — это очень легко проверить — оказывается на аукционных площадках. Но если бы мы увязали финансирование Starlink с конкретными условиями, такими как ограничение украинских грузоперевозок в ЕС, это было бы прагматично. Позиция, представленная Украине и украинцам президентом Каролем Навроцкий, может стать началом таких перемен. Если бы это зависело от меня, наша политика по отношению к Украине была бы зеркальным отражением политики Украины по отношению к Польше.
Козла пустили в огород: Бербок в дизайнерских туфлях по руинам добралась до ООН
Есть ли шанс на изменение курса в этом направлении?
— Существует очень сильная общественная поддержка этого, что подтверждается данными опросов. Даже нынешнее правительство должно принимать это во внимание. Вопрос в том, заслуживают ли доверия те, кто сейчас говорит не то, что два года назад. Нынешняя главная оппозиционная партия "Право и справедливость" несколько изменила позицию. Однако трудно сказать, насколько это искренне, а насколько это оппортунизм и учет данных опросов общественного мнения. Здесь я также имею в виду бывшего президента Анджея Дуду, чьи сегодняшние интервью на тему польско-украинских отношений звучат так, будто это совсем другой президент, ведущий речь о другом правительстве, но отнюдь не о своем собственном под руководством ПиС.
Обсудить
Рекомендуем