Доэль, Бельгия
Что заставило муниципалитет Аахена в Западной Германии бесплатно раздавать таблетки с йодом во всем регионе? С сентября власти этого немецкого города запустили превентивную программу, рассчитанную на два месяца, для снижения побочных эффектов «в случае серьезной атомной аварии».
Этот шаг аналогичен решению Нидерландов, которые в то же самое время начали раздавать таблетки йода — основного вида защиты организма, в частности, предохраняющего щитовидную железу при воздействии радиации — трем миллионам граждан.
Волнение немцев и голландцев вызвали две АЭС в Доэле и Тианже, расположенные на территории Бельгии, но очень близко к границам соседних государств. Эти две АЭС, построенные в 70-е годы, уже некоторое время вызывают определенное беспокойство. Неслучайно, таким образом, что решение Аахена и Гааги последовало спустя несколько месяцев после публикации научных исследований и расследований, бросающих свет на условия безопасности на двух бельгийских заводах.
Разоблачения научного сообщества
Сосуды реакторов треснули, трещины продолжают возникать и расширяться и могут вызвать атомную катастрофу.
На самом деле, при втором раунде инспекций было зафиксировано аж 13047 трещин на АЭС в Доэле и 3149 в Тианже, что соответствует в процентном соотношении увеличению их количества в два раза по сравнению с показателями двухлетней давности. Но это еще не все. Самые крупные трещины — которые, к счастью, проходят параллельно, а не перпендикулярно стенам — в 2014 году были не больше четырех сантиметров, а теперь составляют целых девять.
После дальнейшего изучения в ходе этого года Федеральное агентство по контролю за атомной энергетикой объявило на своем официальном сайте, что в ситуации с водородными флокенами «не было никаких сдвигов». «Благодаря вмешательству бельгийского отделения "Гринпис", однако, — объясняет Богертс (Bogaerts) — Федеральному агентству по контролю за атомной энергетикой пришлось опубликовать доклад по заказу французского агентства "Арева", согласно которому по сравнению с 2014 годом были зафиксированы новые трещины, а остальные увеличились».
Согласно Богертсу — который в этом вопросе оспаривает официальную версию бельгийских властей, многократно утверждавших, что речь шла об уже ранее существовавших трещинах, а не выявленных при предыдущих инспекциях — такое увеличение трещин может объясняться «только ростом трещин во время работ». Эта теория вызывает еще большее беспокойство из-за того, что после каждой инспекции реакторы всегда получали разрешение на работу.
Когда наша редакция связалась с федеральным агентство, оно не предоставило никаких ответов и разъяснений. Однако речь идет о довольно деликатном вопросе, так как если все трещины соединятся, может произойти утечка материала внутри реактора, которая приведет к самым невообразимым последствиям. В частности, стоит сказать, что АЭС в Доэле построена на периферии города Антверпена, то есть густонаселенного центра, насчитывающего сотни тысяч жителей.
В нескольких километрах от реакторов вдобавок простирается огромный порт с нефтехимическим производством, одним из самых крупных в Европе, стоящих рядом с АЭС.
Эта АЭС, по мнению групп экологов и все большего числа ученых, представляет самую настоящую бомбу с часовым механизмом в самом сердце Европы. Это вызывает беспокойство у голландцев и немцев, а также у все большего количества бельгийцев.