В начинающемся году Польше придется решать много сложных задач, однако, оглушительных успехов в восточной политике ожидать не приходится. Нам предстоит много работы, поскольку на многих направлениях возможна эскалация напряженности, польско-украинские отношения будут обостряться, а интенсивность российско-украинского конфликта может возрасти. Свои прогнозы развития ситуации дают польские эксперты.
Войчех Конончук (Wojciech Konończuk) — руководитель подразделения Белоруссии, Украины и Молдавии варшавского Центра восточных исследований.
Сложно рассчитывать на то, что 2018 год принесет какой-то поворот или перелом в польской восточной политике. Государства Восточной Европы останутся для польской дипломатии источником проблем. Предсказывать развитие ситуации в России — это всегда неблагодарное занятие, но все указывает на то, что до середины следующего года Кремль сосредоточится на внутренних делах (президентские выборы и важный с точки зрения имиджа страны чемпионат мира по футболу). Как будут развиваться польско-российские отношения, зависит от более широкого контекста контактов Запада с Россией. Однако никакая «перезагрузка» между Варшавой и Москвой сейчас невозможна, тем более что продолжается российско-украинская война, в которой сохраняется риск эскалации ситуации.
Не стоит рассчитывать и на улучшение отношений с Белоруссией. За последние два-три года нам удалось несколько нормализовать атмосферу, разблокировать каналы политической коммуникации, но не более того. Ключевые с польской точки зрения проблемы (особенно тема прав национальных меньшинств) до сих пор не решены, судя по всему, в этой сфере ничего не изменится.
Украина в обозримом будущем останется для Польши сложным партнером. В первую очередь (хотим мы того или нет) из-за споров на тему интерпретации истории. В 2018 году будет несколько годовщин, в том числе столетие обретения Польшей независимости и не увенчавшейся успехом борьбы за независимость Украины. Особенно сложным месяцем обещает стать ноябрь со столетней годовщиной начала польско-украинских сражений за Львов. Исторические дискурсы Польши и Украины будут неизбежно вступать в противоречие друг с другом. Это, в принципе, естественно, но нам нужно нейтрализовать разрушительное воздействие истории на двусторонние отношения, а одновременно подчеркивать, что во многих сферах нас связывают общие интересы.
У польско-украинского партнерства есть фундамент, однако, нужно восстановить доверие и наладить коммуникацию, а Киеву следует серьезнее подходить к историческим проблемам (нас ожидает также 75-я годовщина Волынской резни). Варшава всегда поддерживала Украину, не выдвигая ей никаких условий, здесь ничего не изменится. Избрание Польши непостоянным членом Совбеза ООН станет для украинцев положительным фактором, ведь наша страна привнесет в этот орган столь редкое на международной арене понимание украинской тематики, в том числе в контексте российско-украинских отношений.
Анджей Шептицкий (Andrzej Szeptycki) — сотрудник факультета международных отношений Варшавского университета, координатор Центра польских и европейских исследований факультета международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.
Состояние польско-украинских отношений будет определять внутренняя ситуация в обеих странах. Президентские и парламентские выборы на Украине в 2019 году, а также парламентские выборы в Польше будут способствовать тому, что внешнеполитическую тематику начнут использовать во внутриполитических целях. Свою роль будет играть направление развития обоих государств: ухудшение отношений между Варшавой и ЕС, а также торможение реформ на Украине осложнит сотрудничество, но если в этих сферах наметится прогресс, двусторонние контакты смогут развиваться.
Для нас самые важные вопросы связаны с историей. Декабрьский визит на Украину Анджея Дуды (Andrzej Duda) позволил несколько снизить напряженность, но ситуация остается нестабильной, тем более что польско-украинский исторический конфликт использует в своих интересах Россия. Остается надеяться, что в среднесрочной перспективе спор сам собой сойдет на нет: стороны не придут к согласию, но повторяющиеся инциденты и неизменные аргументы перестанут вызывать такие сильные эмоции, как сейчас.
Второй важный аспект двусторонних отношений, которому в нашем диалоге уделяется незаслуженно мало внимания, — это присутствие в Польше украинских мигрантов. Еще три года назад этой темы не существовало, сейчас благодаря заявлениям польского правительства о «миллионе беженцев с Украины» она стала элементом дискуссии о миграционном кризисе. Присутствие в нашей стране многочисленной группы иммигрантов может стать фактором, служащим сближению Польши и Украины. Однако потребуется создать продуманную программу интеграции и отказаться от антииммигрантской риторики. В противном случае участится количество антиукраинских инцидентов в Польше и, как следствие, антипольских эксцессов на Украине (подобных тому, что произошел недавно в Львове).
Обоим государствам следует постоянно помнить о том, что главную угрозу для нас представляет Российская Федерация. Киеву и Варшаве нужно укреплять сотрудничество в сфере безопасности и обороны. Важную роль могут сыграть здесь непостоянное членство Польши в Совбезе ООН, наш потенциальный вклад в формирование миротворческой миссии в Донбассе, а также взаимодействие в рамках многонациональной польско-литовско-украинской бригады. Обеим сторонам стоит заняться развитием этих проектов, чтобы преодолеть все споры, в особенности на тему истории.
Дариуш Матерняк (Dariusz Materniak) — главный редактор польско-украинского портала Polukr.net, директор Аналитического центра «Польша — Украина».
2017 год для польско-украинских отношений оказался непростым, было бы наивно ожидать, что ситуация начнет стремительно улучшаться. В 2018 году мы, скорее, будем кропотливо восстанавливать отношения, концентрируясь на тех сферах, в которых у нас возникают самые серьезные разногласия, то есть, на диалоге, связанном с темой Волынской резни и УПА (запрещенная в РФ организация, — прим.ред.). Последнюю встречу президентов Польши и Украины в Харькове можно назвать положительным сигналом на высшем уровне, но без конкретных шагов на уровне министерств или специальных площадок, предназначенных для диалога на упомянутые темы, реального улучшения ситуации ожидать сложно. Ключевым фактором останется желание обеих сторон нормализовать двусторонние отношения.
Ситуацию наверняка осложнит активность пророссийских кругов в Польше и на Украине. К сожалению, вероятны очередные провокации, призванные обострить отношения между двумя странами: нападения на дипломатические представительства, мемориалы и другие символические объекты. Упомянутые выше круги также не снизят свою активность в СМИ, интернете и социальных сетях: они будут распространять дезинформацию, сеять хаос и создавать новые острые темы. В 2017 году мы увидели, что такая деятельность оказывает реальное воздействие на функционирование отдельных людей или сообществ, играющих большую роль в польско-украинских отношениях.
Несмотря на описанные проблемы, будет развиваться двустороннее сотрудничество в военной сфере. Это совместные проекты Польши и Украины, многонациональная бригада УкрПолЛитБриг, а также программы обучения военных (Польша принимает участие в деятельности международной группы инструкторов, работающей на Яворовском полигоне в Львовской области). Можно также ожидать появления новых инициатив и проектов в рамках сотрудничества оборонных предприятий двух стран.
Михал Потоцкий (Michał Potocki) — сотрудник изданий «Дзенник Газета Правна» и «Нова Европа Всходня», соавтор книг «Волки живут вне закона: как Янукович проиграл Украину» и «Хрустальный рояль. Победы и предательства Петра Порошенко».
Начинающийся год, скорее всего, не принесет радикальных перемен в отношениях Польши с восточноевропейской тройкой. В самых интенсивных отношениях, с Украиной, основной упор будет делаться на исторической тематике. Люди, которые отвечают в обеих странах за «политику памяти», занимают бескомпромиссную позицию, так что споры вряд ли закончатся. Даже если нам удастся склонить украинцев отменить запрет на эксгумацию жертв военных конфликтов в обмен на ликвидацию черного списка украинских политиков-полонофобов или начать совместные поисковые работы на месте разрушенного памятника в селе Грушовице, вскоре появятся новые конфликтные ситуации.
Предлогом может стать, например, 75-я годовщина волынского кровавого воскресенья, столетие боев за Львов или очередная провокация (возможно, связанная с применением силы), направленная против дипломатических учреждений, граждан соседнего государства или представителей национального меньшинства. Также нельзя исключить, что конфликт вокруг исторической политики начнет оказывать все более сильное негативное влияние на взаимодействие в других сферах, хотя до сих пор нашим странам удавалось этого избежать. Если у нас получится остановить этот тренд, можно будет надеяться на дальнейшее углубление военного сотрудничества, первые конкретные решения по поводу строительства газовой перемычки или внедрение совместного таможенного контроля на польско-украинской границе.
Неумело подготовленная «перезагрузка» в польско-белорусских отношениях фактически закончилась. Здесь на прогресс рассчитывать не стоит. Если мы сможем преодолеть негативные тенденции в системе школьного образования, которые грозят обернуться ограничением доступа польского меньшинства к обучению на собственном языке, это уже будет успех. Возможно, утрата иллюзий по поводу шансов на значительное улучшение отношений с Минском станет для нашего министерства иностранных дел толчком к тому, чтобы отказаться от идеи закрытия телеканала «Белсат». Кстати, против этой инициативы открыто высказался Ярослав Качиньский (Jarosław Kaczyński) (председатель польской правящей партии «Право и справедливость», — прим. пер.).
Не стоит ожидать перелома и в контактах с Россией, хотя 2018 год, по всей видимости, ознаменуется робкими попытками начать диалог с Москвой на нижнем и среднем уровне. Сам Кремль не заинтересован в нормализации польско-российских отношений, поэтому он не согласится на условия, которые ставит Варшава. От российской пропаганды можно ожидать дальнейших попыток дестабилизировать ситуацию в ЕС и рассорить Польшу с остальными членами Евросоюза. Тревожным явлением выглядит созвучие российской пропаганды и дискурса некоторых информационных программ канала «Тэ-Фау-Пэ» (TVP), которое особенно заметно в контексте европейской проблематики. Это сходство «мнений» может показаться привлекательным части электората и политиков правящей партии.
Адам Рейхардт (Adam Reichardt) — главный редактор англоязычного издания «Нью Истерн Юроп» (New Eastern Europe), издающегося во Вроцлаве фондом «Коллегия Восточной Европы».
По геополитическим причинам 2018 год станет для Польши и ее соседей очень важным периодом. Влияние на события в регионе продолжит оказывать ситуация на Украине. Решение администрации Дональда Трампа о продаже украинцам оружия и поставках противотанковых вооружений (в частности, ракетных комплексов «Джавелин») свидетельствует о том, что США ожидают в этом году активизации агрессивных действий России.
Возможно, поставка вооружений украинской армии — это элемент сдерживания Москвы, но Кремль уже предостерег Вашингтон, что США «пресекли черту». В мае 2018 года в России состоятся президентские выборы. Ни у кого нет сомнений, что победителем станет Владимир Владимирович Путин. Вероятно, перед выборами россияне ограничат активность на международной площадке, однако, тема ухудшения отношений с Западом и западных санкций станет одним из лейтмотивов избирательной кампании Путина. Как раз накануне выборов, то есть в феврале, планируется опубликовать фамилии олигархов, коррумпированных предпринимателей и других приближенных к российскому президенту людей, которые войдут в расширенный санкционный список США. Уже появились сигналы, что американские союзники в Европе присоединятся к санкциям.
Это может оказаться болезненным ударом для российских элит. Пока непонятно, что предпримет в ответ Кремль, но одной из возможных реакций может стать эскалация конфликта на Украине. Усилить эту реакцию могут вышеупомянутые поставки американского оружия.
В связи с этим Польше и другим членам Североатлантического альянса ее региона нужно быть готовыми к возможной эскалации. Если конфликт на Украине выйдет за пределы зоны АТО, Киеву придется обратиться за помощью к Западу. Развитие такого сценария означает, что минские соглашения (которые, впрочем, давно перестали работать) будут окончательно аннулированы. В такой ситуации встанет вопрос: есть ли у НАТО и соседей Украины план действий на случай возникновения чрезвычайной ситуации? В этом направлении следовало бы предпринять какие-то шаги.