Согласно недавно рассекреченным правительственным документам, национальная безопасность Великобритании могла оказаться под угрозой в связи с тем, что Америка всерьез рассматривала возможность сделать Россию партнером в программе Стратегической оборонной инициативы, также известной как «Звездные войны», поскольку Борис Ельцин в то время предпринимал активные попытки наладить отношения бывшего Советского Союза с Западом.
В начале 1990-х годов правительство Джона Мейджора (John Major) получило предупреждение о том, что администрация президента Буша была настолько впечатлена тем, как российский лидер разрушал коммунистическую систему, что она была готова поделиться с ним стратегическими военными технологиями и системами обороны.
Секретные документы британского кабинета, которые были опубликованы в декабре Национальным архивом в Кью, предупреждали о том, что подобное сотрудничество поднимало «серьезные вопросы о глобальной безопасности» и могло угрожать эффективности британских атомных подводных лодок «Трайдент» (Trident), которые выполняли функцию инструмента сдерживания.
Согласно этим документам, Великобритания уже тогда предвидела вероятность того, что Россия может в будущем снова стать угрозой для Запада.
Этот пакет документов, представленный кабинету министров и Министерству иностранных дел Великобритании, объясняет, как противоречивый проект «Звездные войны», задуманный президентом Рональдом Рейганом в 1983 году как проект по защите от ядерного удара с элементами космического базирования, был изменен для того, чтобы обеспечить защиту против обычных ракет и оружия массового уничтожения, применяемого «странами-изгоями», такими как Ирак Саддама Хусейна и Ливия полковника Каддафи. Согласно этому досье, президент США Джордж Буш-старший планировал обсудить вопрос об обмене технологиями с Борисом Ельциным после их встречи в Кэмп-Дэвиде в феврале 1992 года, где было официально объявлено об окончании холодной войны.
Сэр Стивен Уолл (Stephen Wall), который в то время был личным секретарем Джона Мейджора, отправил Министерству иностранных дел письмо, в котором объяснил, что, по мнению Вашингтона, у Ельцина есть «совершенно новый подход и желание сотрудничать, которое американцы хотели использовать, чтобы получить преимущества от более хороших отношений… а также чтобы помочь Ельцину найти хорошее применение навыкам его ученых-ядерщиков».
Он объяснил, как американцы «продемонстрировали готовность обсудить вопрос обмена технологиями», а также рассматривали возможность создания глобальной системы обороны, «включающей в себя системы наземного и космического базирования».
Однако сэр Стивен предупредил, что Америка «полагает, что Россия навсегда останется „своей"», добавив: «Мы не можем опираться на такое предположение».
Согласно одной информационной записке, составленной дипломатами и советниками, президент Буш написал союзникам о возможном создании системы защиты от ограниченных ракетных ударов во главе с НАТО, в которой Россия должна стать «ключевым партнером».
В записке говорилось, что такой шаг окажет «серьезное воздействие на НАТО… и поднимет сложные вопросы о том, кто — „свой", а кто — „чужой", в результате чего на смену прежнему разделению Восток-Запад придет разделение Север-Юг».
Далее в записке было сказано: «Любое существенное повышение способности России обнаруживать и перехватывать наши ракеты „Трайдент" усложнит для нас задачу по обеспечению сдерживания и сделает его более дорогостоящим».
В это досье вошла американская брошюра под грифом «совершенно секретно», посвященная программе «Звездные войны», в которой подробно объясняется, как системы сопровождения и радары наземного и космического базирования будут следить за ракетой на протяжении всего ее полета, прежде чем запустить перехватчиков, способных ее уничтожить. В то время ученые также пытались выяснить, можно ли использовать пучковое оружие, лазеры и даже химические лазеры для того, чтобы сбивать ракеты.
В документе для обсуждения, посвященном возможности создания общей системы раннего обнаружения, говорилось следующее: «Идея сотрудничества между Востоком и Западом в рамках Глобальной системы защиты от ограниченных ударов также поднимает серьезные вопросы, касающиеся будущей структуры международной безопасности. Чем теснее будет сотрудничество, тем сложнее будет обосновать концепцию сдерживания для западной общественности».
Более поздние документы кабинета указывают на то, что Америка «умерила свои амбиции» в плане сотрудничества с Россией в сфере стратегических разработок, и американские дипломаты «вели с Ельциным осторожные дискуссии на эту тему». Британские дипломаты отметили, что Вашингтон «принимал близко к сердцу» проблемы, связанные с созданием глобальной системы обороны.
В конечном итоге в 1993 году Америка отказалась от реализации проекта «Звездные войны», потому что он был слишком амбициозным, слишком дорогостоящим, а после распада СССР он утратил свою актуальность.