Урсула Ле Гуин создавала будущее, зарабатывая на жизнь, но самые прозорливые ее заявления прозвучали в речах писательницы. «Я вижу, что наступают очень непростые времена, когда нам захочется услышать голоса писателей, видящих альтернативу тому миру, в котором мы живем сейчас, — сказала она на вручении премии National Book Awards в ноябре 2014 года. — Голоса тех, кто увидит альтернативу нашей сегодняшней жизни, сможет преодолеть страхи и фобии, которыми поражено общество, увидит за навязчивыми технологиями иные формы бытия и даже даст реальные основания для надежды».
Три года, и какие изменения! Наверное, по календарным меркам это не очень много. А по меркам культурных сдвигов? По меркам технологических достижений? По меркам политических потрясений? Изменений бесчисленное множество! Вот так познается гениальность Ле Гуин. В моменты спокойствия, когда все были в благодушном настроении, она останавливалась, оглядывала мир своими кристально чистыми глазами и видела, как на горизонте собираются тучи.
Это были не просто прото-Поттеры. Ле Гуин играла с полами, а ее герои не всегда были белыми. Она, как и все великие фантасты, была достойна жанра и воплощала в жизнь возлагаемые на него надежды. Та беллетристика, которую мы сегодня называем созерцательной, черпает силы в свободе. В свободе от настоящего, от его норм, от его гнета. Ле Гуин использовала эту свободу, сделав ее своей главной темой.
Послушайте ее выступление, если вы еще не слышали его. Наверное, это самая заразительная и вдохновляющая речь, какую только можно услышать на церемонии вручения литературных премий. Она говорит о честности и принципиальности. Она шутит. Мой любимый момент, это когда она использует клише: «Я не хочу, чтобы американскую литературу с потрохами продавали в рабство». Смотрите, как она это делает, подчеркивая каждое слово. Это уже не клише. Она сама изобрела эту фразу. Наверное. Что касается Урсулы Ле Гуин, то ее отличительная черта — это подлинная, изумительная оригинальность и самобытность.