Оскар 2018: номинации и прогнозы

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
О номинациях на Оскар, объявленных во вторник утром, пишут повсюду, равно осыпая похвалами всех — и хороших, и плохих. Редко случается так, что лучший фильм года оказывается в числе номинантов на премию «Лучший фильм», и 2018 выдался как раз таким: фильм «Прочь!» («Get Out») попал в этот список, состоящий из девяти картин. В нем также фигурируют три громоздких исторических хита.

О номинациях на Оскар, объявленных во вторник утром, пишут повсюду, равно осыпая похвалами всех — и хороших, и плохих. Такое редко случается, чтобы лучший фильм года оказался в числе номинантов на премию «Лучший фильм», и 2018 выдался как раз таким: фильм «Прочь!» («Get Out») попал в этот список, состоящий из девяти картин. В списке также фигурируют и три громоздких исторических хита: душный романтичный и напоминающий рекламу недвижимости фильм «Зови меня твоим именем» («Call Me by Your Name»), аляповато-абсурдный фильм «Форма воды» и самозабвенно отталкивающий фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» плюс еще два фильма, действительно являющихся одними из лучших в этом году, — «Леди Берд» («Lady Bird») и «Призрачная нить» («Phantom Thread»).


Список представляет широкий спектр низкобюджетных и высокобюджетных картин, независимых и студийных кинопроектов, стоит также отметить, что из девяти номинантов в категории «Лучший фильм» всего лишь два фильма были в числе 50 наиболее кассовых в американском прокате картин 2017 года (это «Дюнкерк», «Dunkirk», и «Прочь»). Когда, начиная с 2010 года, Киноакадемия расширила список номинантов на «Лучший фильм» с пяти до десяти (максимально), сообщалось, что это решение связано с желанием выйти за рамки фильмов с ограниченным прокатом, которые успели посмотреть главным образом критики и киноакадемики, и включить в него коммерчески успешные фильмы, выходящие в широкий прокат. Я полагаю, что за этим энтузиазмом в отношении выдающихся фильмов скрывается еще одна причина, уводящая номинации еще дальше от кассовых сборов: социальные сети заново сформировали само понятие популярности, и жюри Киноакадемии, как и все остальные, считают усиленный интерес своего рода виртуальной валютой.


Именно поэтому назойливое присутствие «Трех билбордов» в этом списке (кроме «Лучшего фильма», он номинирован еще в категориях «Лучшая женская роль», «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший саундтрек» и «Лучший монтаж») одновременно является и шокирующим, и неудивительным. В момент выхода фильма на экраны зрителей неприятно удивил в нем безразличный и утилитарный подход к межрасовым конфликтам и вызванным ими политическим процессам. Однако его простой сентиментальный сюжет о белом населении маленького городка, несмотря на это (а возможно и благодаря этому), нашла среди киноакадемиков такой же отклик, как и среди более широкой публики.


Серьезность, как обычно, является отличительной чертой Киноакадемии. Я был обескуражен, узнав, что вместе с Энди Серкисом (Andy Serkis) церемонию будет вести Тиффани Хаддиш (Tiffany Haddish): это подразумевало, что она не получит — совершенно заслуженную — номинацию за роль в фильме «Улетные девочки» («Girls Trip»). Во многих ролях номинантов есть юмор, но нет комизма; работа Хаддиш в «Улетных девочках» — один из самых захватывающих, вдохновляющих и неожиданных поворотов в кино за весь этот год, но Киноакадемия никогда не отдает должное комедии, особенно улетной комедии, которая, когда речь идет о Хаддиш, неотделима от жизненного опыта и проницательного анализа (если кто-то еще в этом сомневается, посмотрите или прочитайте ее речь на ужине Нью-Йоркского общества кинокритиков, которую она произнесла после вручения награды за «Лучшую второстепенную роль»). Даже шутки над ее собственными оговорками во время трансляции номинаций (например, городок в «Трех билбордах» она назвала «Эбони, штат Миссури», а исполнителя главной роли в фильме «Прочь» Дэниэла Калуую (Daniel Kaluuya) — «Кахлуа» и «Каллелуйа») являются ярким примером ее импровизационного таланта.


Одна из самых странных номинаций — это выдвижение Кристофера Пламмера (Christopher Plummer) в категории «Лучший актер второго плана» за роль в фильме «Все деньги мира» («All the Money in the World»), с не меньшим успехом эту номинацию можно было бы назвать «Лучшим мгновенным пасом в истории». Пламмера, как мы знаем, пригласили на эту роль уже по окончании съемок, после того, как Кевина Спейси (Kevin Spacey), изначально игравшего эту роль, обвинили в сексуальных домогательствах. В отличие от Спейси, обычно склонного подчеркивать в своих персонажах двойственность, сарказм и подлость, Пламмер при помощи мудрых, прочувствованных интонаций придает чудовищному персонажу Дж. Пола Гетти (J. Paul Getty) глубокую человечность. Сам фильм не очень хорош, а Пламмер — весьма.


В актерских и технических наградах наблюдается тенденция к тому, чтобы отмечать виртуозность, а не оригинальность. Поэтому приятно видеть в числе номинантов Мэри Джей Блайдж (Mary J. Blige) за роль в фильме «Ферма "Мадбаунд"». Сам фильм лишь местами дотягивает до уровня лежащего в его основе романа, но в игре Блайдж, очевидно мастерской, прежде всего интересен характер и энергетика; актриса одним своим присутствием насыщает кадр, она наделяет маленькую роль огромной мощью, нисколько не перетягивая на себя одеяло. (Впечатляющая игра Эллисон Дженни, Allison Janney, в фильме «Я, Тоня» представляет собой нечто полностью противоположное). За этот фильм Рэйчел Моррисон (Rachel Morrison) была номинирована за «Лучшую операторскую работу», и она — первая женщина, выдвинутая на соискание премии в этой категории. Это еще один неудивительный шок: в этой категории редко выдвигают самую смелую работу, потому что смелое обычно грубее, необработаннее и менее изысканно, чем самая выдающаяся работа. В кинематографе есть великие женщины-операторы (в том числе Мариз Альберти, Maryse Alberti, Каролин Шампетье, Caroline Champetier, Аньес Годар, Agnès Godard, Эллен Курас, Ellen Kuras). Эшли Коннор — одна из самых оригинальных операторов в мире. Прекрасно, что Киноакадемия осознает существование прекрасных женщин-операторов, но будет еще лучше, когда она сможет масштабнее оценить само операторское искусство.


И вот тут можно поговорить об Энди Серкисе. Он получил награды от критиков за исполнение роли Цезаря (исполненной при помощи технологии motion capture) в сериале «Планета обезьян», и его работа в такой необычной технологии заслуживает признания. Но в 2017 году я видел Сильвио Бернарди (Sylvio Bernardi) в фильме «Сильвио» («Sylvio»), и его игра намного превосходила работу Серкиса во франшизе «Планета обезьян» этого года: Бернарди играет роль гориллы, живущей в Балтиморе, как человек. Всю эту роль он играет в костюме гориллы; зритель ни разу не видит его лица; актер не произносит ни одной реплики. Вся роль — это пантомима, и это одно из самых трогательных, проникновенных, изобретательных актерских исполнений, которые мне довелось видеть за весь этот год.


По мере художественного расширения границ мира кинематографа за счет преобладания независимых постановок Оскар стремится идти в ногу со временем. И все же, по мере стремительного развития мира кино, по мере того, как отчаянно радикальные независимые фильмы и проекты с минимальным бюджетом раздвигают границы возможного как можно дальше, Киноакадемия создает новые категории, строящиеся на старых иерархиях. Пытаясь угнаться за временем, она все же находит способы отстать от гонки.


Вот ряд прогнозов относительно победителей — все они могут измениться, в зависимости от спектра общественных выступлений и событий, которые станут отличительной чертой следующего раунда кампании. За прогнозами следует мой собственный список фаворитов-номинантов на Оскар, умозрительный список, логически вытекающий из моего списка лучших фильмов года. Из него следует (помимо прочего), что между Голливудом и большим миром кино до сих пор существует пропасть. Точка пересечения между фильмами, получающими Оскар, и теми, что оставляют свой след в истории, всегда была небольшой, и это до сих пор остается так.


Финальное голосование пройдет с 20 по 27 февраля, тогда мы и вернемся к моим гипотезам.


Мои прогнозы по поводу премии «Оскар»


Лучший фильм: «Форма воды»


Лучший режиссер: Гильермо дель Торо, Guillermo del Toro, «Форма воды»


Лучшая женская роль: Фрэнсис МакДорманд (Frances McDormand), «Три билборда у границы Эббинга, штат Миссури»


Лучшая мужская роль: Гари Олдман (Gary Oldman), «Темные времена» («Darkest Hour»)


Лучшая женская роль второго плана: Эллисон Дженни, «Я, Тоня»


Лучшая мужская роль второго плана: Уиллем Дэфо (Willem Defoe), «Проект "Флорида"» («Florida Project»)


Лучший документальный фильм: «Стронг-Айленд» («Strong Island»)


Лучший фильм на иностранном языке: «Фантастическая женщина» («A Fantastic Woman»)


Лучший адаптированный сценарий: «Зови меня твоим именем»


Лучший оригинальный сценарий: «Леди Берд»


Лучшая операторская работа: «Бегущий по лезвию 2049» («Blade Runner 2049»)


Лучший оригинальный саундтрек: «Звездные войны: последний джедай» («Star Wars: The Last Jedi»)


Мой список номинантов (желаемые победители отмечены жирным шрифтом):


Лучший фильм:


«Прочь»


«Тихая страсть» («A Quiet Passion»)


«История призрака» («A Ghost Story»)


«В тихом омуте» («Slack Bay»)


Лучший режиссер:


Дэвид Лоуэри (David Lowery), «История призрака»


Джош и Бенни Сэфди (Josh and Benny Safdie), «Хорошее время» («Good Time»)


Джордан Пил (Jordan Peele), «Прочь»


Теренс Дэвис (Terence Davies), «Тихая страсть»


Брюно Дюмон (Bruno Dumont), «В тихом омуте»


Лучший оригинальный сценарий:


«Тихая страсть»


«Прочь»


«Леди Берд»


«Колумб» («Columbus»)


«Призрачная нить»


Лучший адаптированный сценарий:


«Гермия и Елена» («Hermia & Helena»)


«Сын Иосифа» («The Son of Joseph»)


«Затерянный город Z» («The Lost City of Z»)


Лучшая женская роль


Синтия Никсон (Cynthia Nixon), «Тихая страсть»


Хейли Лу Ричардсон (Haley Lu Richardson), «Колумб»


Руни Мара (Rooney Mara), «История призрака»


Ким Мин-хи (Kim Min-hee), «Ночью у моря одна» («On the Beach at Night Alone»)


Даниэла Вега (Daniela Vega), «Фантастическая женщина»


Лучшая мужская роль


Роберт Паттинсон (Robert Pattinson), «Хорошее время»


Дэниэл Дэй-Льюис (Daniel Day-Lewis), «Призрачная нить»


Дэниэл Калууя, «Прочь»


Сильвио Бернарди, «Сильвио»


Харрис Дикинсон (Harris Dickinson), «Пляжные крысы» («Beach Rats»)

 

Лучшая мужская роль второго плана


Лил Рел Хауэри (Lil Rel Howery), «Прочь»


Лейкит Стэнфилд (Lakeith Stanfield), «Прочь»


Бенни Сэфди, «Хорошее время»


Бадди Дуресс (Buddy Duress), «Хорошее время»


Пол Уолтер Хаузер (Paul Walter Hauser), «Я, Тоня»


Лучшая женская роль второго плана


Тиффани Хаддиш, «Улетные девочки»


Кэтрин Бейли (Catherine Bailey), «Тихая страсть»


Дженнифер Эль (Jennifer Ehle), «Тихая страсть»


Бетти Гэбриэл (Betty Gabriel), «Прочь»


Лесли Мэнвилл (Lesley Manville), «Призрачная нить»


Лучшая операторская работа


Шон Прайс Уильямс (Sean Price Williams), «Хорошее время»


Эндрю Дроз Палермо (Andrew Droz Palermo), «История призрака»


Пол Томас Андерсон (Paul Thomas Anderson), «Призрачная нить»


Элен Лувар (Hélène Louvart), «Пляжные крысы»


Эммануэль Любецки (Emmanuel Lubezki), «Песня за песней» («Song to Song»)

 

Лучший оригинальный саундтрек


«Призрачная нить»


«Хорошее время»


Лучший документальный фильм


«Лица, деревни» («Faces Places»)


«Крысы» («Rat Film»)


«Стронг-Айленд»


«Гиссейн Габре, трагедия Чада» («Hissein Habré, A Chadian Tragedy»)


«Сторона Б» («The B-Side»)


Лучший фильм на иностранном языке:


«В тихом омуте»


«Ночью у моря одна»


«Сын Иосифа»


«Фелисите» («Félicité»)


«Планетарий» («Planetarium»)

Обсудить
Рекомендуем