Почему в ПАСЕ президент Армении не заговорил о вооружении Азербайджана Россией

Интервью с экспертом Аналитического центра прикладной политики и исследований «Взгляд» Анной Карапетян.

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Продажа вооружений Россией Азербайджану действительно является очень болезненным вопросом для Армении, об этом не раз говорилось. Однако, вряд ли лучшей площадкой для поднятия этого вопроса является одна из высших парламентских трибун Европы. Это вопрос армяно-российской повестки, и, естественно, он поднимается во время обсуждений с российскими коллегами.

«Аравот»: Президент Армении Серж Саргсян в Парламентской Ассамблее Совета Европы заявил, что созрело время для решения карабахского вопроса. Кстати, до этого президент Франции также заявлял, что от сторон потребуются смелые взаимные уступки. Что спрятано под всем этим? Станем ли мы свидетелями активных действий в плане урегулирования карабахского вопроса?


Анна Карапетян: Армения и Арцах (самоназвание Нагорно-Карабахской республики — прим. ред.) всегда выступали за максимально быстрое мирное урегулирование карабахского конфликта, и это не новость. Конфликт отнимает жизни, создает препятствия для стабильного развития региона и ряд угроз. И в ПАСЕ президент Армении в очередной раз заявил, что действительно необходимо, чтобы конфликт был решен. Но вопрос в том, что это решение не может ставить под вопрос безопасность армянских сторон, не может нарушать базовые права человека. Народ Арцаха борется за свое право на самоопределение, за свою безопасность, и окончательное урегулирование конфликта должно удовлетворять этим требованиям.


Народ Арцаха должен получить возможность самостоятельно решать свою судьбу, и это решение должно быть признано, как со стороны Азербайджана, так и международного сообщества.


Как с трибуны ПАСЕ отметил Серж Саргсян, сегодня продвижению переговорного процесса препятствует отсутствие чувства реализма у Азербайджана, его максимализм, и значительным вкладом международного сообщества в урегулирование конфликта должно быть возвращение Азербайджана к реальности. Армения и Арцах не могут обсуждать уступки, если из Баку звучат только угрозы, на границах продолжают убивать солдат и мирное население, а власти Азербайджана заявляют, что хотят получить Карабах без армян. Серж Саргсян четко заявил — этому не быть.


Следовательно, в сегодняшних условиях, когда Азербайджан не готов даже к выполнению договоренностей Вены, Санкт-Петербурга и Женевы, направленных на укрепление перемирия, ожидать активных действий в плане урегулирования конфликта не стоит. Если Баку даже в этом вопросе не выполняет своих обязательств, то о каком доверии можно говорить, и как в этой атмосфере обсуждать принципиальные вопросы?


— Примечательным был также ответ президента на вопрос азербайджанского делегата, о том, что Арцах никогда не будет частью Азербайджана, тем более, без армян. На какой уровень уступок готовы армянские стороны, по Вашему мнению?


— Сегодня процесс показывает, что ни одна из сторон не готова к настоящим уступкам, потому что речь должна идти не о уступках, а о компромиссах. А сегодняшняя политика Азербайджана не дает никаких надежд на компромиссы. Из Баку слышны только угрозы, на границах продолжаются диверсии, которые получают достойный ответ и сдерживаются.


Армянские стороны будут готовы к взаимным уступкам только в том случае, если смогут доверять Азербайджану и если будут выполнены минимальные договоренности. Принципиально Армения в свое время дала свое согласие на так называемые «Мадридские», в дальнейшем «Казанские» принципы. Правда это, так сказать, не документы «нашей мечты», но мы выразили готовность вести переговоры вокруг них (это уже можно считать довольно большой уступкой армянских сторон). Но это только принципиальное согласие, не обговорены и не согласованы детали. Кроме этого, в нынешних условиях Армения не может сказать, что готова к уступкам в каких-либо вопросах, потому что нет никакой уверенности в том, что Азербайджан после предварительного согласия не откажется от своих обязательств и признает окончательный статус Арцаха, выбранный в результате волеизъявления народа Арцаха.


— Какими были основные месседжи выступления президента?


— Основные месседжи я бы разделила по сферам.


Демократия. Акцентируя внимание на проводимых в последние годы в Армении конституционных реформах и изменениях в избирательном кодексе, на целях этого процесса, диалоге с оппозицией и гражданским обществом, президент четко показал, что Армения решительно движется по пути становления и развития демократии. Основным месседжем было то, что мы осознаем, что эти реформы осуществляются для нас, для нашего государства, и сотрудничая с Европой, мы готовы идти вперед.


Карабахский конфликт. Серж Саргсян четко дал понять, что для Армении и Арцаха важно мирное урегулирование, но для достижения этого нужно сдерживать максимализм Азербайджана и вернуть его в прагматичное русло. Кроме этого, важным был акцент на том, что Арцах состоявшееся демократическое государство, где уважают права человека и даже в одностороннем порядке присоединяются к конвенциям Совета Европы, касающимся прав человека. Следовательно, было бы очень логично, чтобы в СЕ напрямую работал с Арцахом и поддерживал его в вопросе прав человека, независимо от того, признан ли Арцах, как государство, или нет.


Интеграционные процессы. Армения всегда была верна принципу сопоставления интеграционных процессов, а не их противопоставления, и преуспела в этой своей политике. Серж Саргсян очень ясно обосновал, что членство в ЕАЭС и развитие экономических отношений со странами ЕАЭС является необходимостью, но вместе с тем, мы европейцы по своей ценностной системе и участвуем в решении важнейших проблем европейской повестки, в том числе, заинтересованы в реформах Совета Европы.


— Президент говорил также о евразийской интеграции Армении и сказал, что Армения преуспела и формирует своеобразную модель сотрудничества «и-и». Мы и в правду преуспели? Имеет ли в Армении гражданское общество ту роль, о которой сказал президент, тем более, в борьбе с коррупцией? Ведь большая часть борющихся против коррупции депутатов оказалась в парламенте, просто покупая голоса, и гражданское общество не смогло бороться с этим. Насколько достоверны заявления президента, учитывая все это?


— Думаю, мы однозначно преуспели, потому что евроинтеграция отражается почти на всех сферах жизни и дает результаты, от образования до сельского хозяйства. Армения всегда вела политический диалог с Евросоюзом, имела высокий уровень сотрудничества в разных сферах. И это благодаря тому, что несмотря на то, что решение Армении присоединиться к ЕАЭС вызвало острую реакцию со стороны некоторых европейских чиновников, в результате последовательной работы Армении удалось доказать, что мы не отошли от нашего пути евроинтеграции и готовы идти вперед. Доказательством этого было подписание в ноябре 2017 года соглашения между Арменией и ЕС о Всеобъемлющем и расширенном партнерстве.


Что касается роли гражданского общества, то безусловно, она сегодня очень большая, и однозначно гораздо больше, чем несколько лет назад. Достаточно только вспомнить сотрудничество власть-оппозиция-гражданское общество на этапе реформ избирательного кодекса и те довольно большие достижения, которые имело гражданское общество в этом процессе. Кроме этого, в последнее время немало примеров, как для решения отдельных вопросов общество выдвигало свои требования и достигало результата.


Для гражданского общества предусматривается особая роль также новым соглашением Армения-ЕС. Как вы знаете, предусматривается, что гражданское общество будет осуществлять довольно строгий надзор над выполнением соглашения в ряде сфер. Считаю, что процесс позитивный, и со временем мы на самом деле будем иметь состоявшееся и крепкое гражданское общество, но для этого нужно урегулировать ряд проблем также внутри самого гражданского общества, преодолевая политическую разрозненность, ослабляя зависимость от внешних факторов и так далее.


— Почему говоря о вопросе Арцаха с трибуны ПАСЕ, президент Саргсян не сказал о России и о вооружении Россией Азербайджана, тем более, что в Давосе, после встречи с президентом России президент Азербайджана заявил о новых военно-технических переговорах? Речь идет о предоставлении новой военной технике на сумму 5 миллиардов долларов. К стати, есть также сведения, что российские инструкторы уже будут обучать азербайджанцев как пользоваться этим оружием. А оружие будет стрелять в направлении армянских государств.


— Продажа вооружения со стороны России Азербайджану действительно является очень болезненным вопросом для Армении, об этом не раз говорилось. Мы очень озадачены тем, что наш стратегический союзник продает оружие конфликтующей с нами стране, и это оружие стреляет по нам. Но не думаю, что лучшей площадкой для поднятия этого вопроса является одна из высших парламентских трибун Европы. Это вопрос армяно-российской повестки, и, естественно, он поднимается во время обсуждений с российскими коллегами на самых разных уровнях. Серж Саргсян лично неоднократно публично выступал по этому поводу.


— Не меньше беспокоит и то, что Азербайджан приобрел оружие у Украины, а также у члена ЕАЭС и ОДКБ Белоруссии. Речь идет белорусских системах «Полонез» и украинских «Скифах». Есть договоренности о военно-техническом сотрудничестве и с Казахстаном. Получается, что не только наш стратегический партнер, но и находящиеся в одной системе безопасности страны работают против нас. Должен ли официальный Ереван пересмотреть свои предпочтения?


— Я бы не назвала членство Армении в ОДКБ предпочтением, это геополитическая, военно-политическая необходимость. Армения является страной-основательницей ОДКБ, и членство в этой структуре действительно важно для нас. Другой вопрос, что действительно внутри ОДКБ есть необходимость координировать позиции стран в вопросах внешней политики, необходимость гармонизации некоторых подходов, или, как минимум, разработки политики, исключающей противоречащие интересам друг друга действия и заявления. Это действительно вопрос повестки, и этот вопрос армянская сторона периодически поднимает.


Нас, конечно, очень беспокоит, что Белоруссия и Казахстан периодически в своих заявлениях поддерживают Азербайджан, и делают заявления, противоречащие интересам Армении. И мы, конечно, поднимаем этот вопрос, и предпринимаются шаги для предотвращения таких случаев. В этом вопросе, считаю, свою особую роль должны играть все ветви власти, как исполнительная, так и законодательная. Есть множество вопросов, которые сложно максимально открыто и искренне обсуждать на уровне руководителей стран, нужно обсуждать их на иных площадках, в том числе, парламентских, где уровень свободы депутатов это позволяет.

 

Обсудить
Рекомендуем