Пассажиров в сочинском аэропорту встречали плакаты, рекламирующие мирную конференцию. Там были изображены две соединенные в рукопожатии мужские руки. На обоих рукавах элегантных (как можно было предположить) костюмов присутствовал красно-бело-черный флаг с двумя зелеными звездами. Это символ режима Асада. Воюющие с ним мятежники используют предыдущий флаг Сирии: он состоит из зеленой, белой и черной полос, на фоне которых изображены три красные звезды.
Увидев плакаты, представители повстанцев, планировавшие принять участие в переговорах на тему будущего Сирии, решили не покидать аэропорт и вернуться следующим рейсом в Турцию. Им пришлось провести ночь в холодном зале ожидания, из которого убрали даже кресла, потому что Москва не прощает людей, пренебрегающих ее гостеприимством. Тем более что это гостеприимство распространялось далеко не на всех: на конференцию не пригласили реальных и предполагаемых террористов, на которых Москва сбрасывала не приглашения, а бомбы. Не позвали туда и курдов, наказанных за их веру в Вашингтон: они тешили себя (судя по всему, ложной) надеждой на то, что тот не сдаст их туркам, как Россия.
Какие темы разрешено обсуждать
Перед началом заседаний глава МИД Сирии Валид Муаллем раздал инструкции, кому и как следует голосовать. Обсуждать рекомендовалось конституцию (только действующую, хотя ООН и даже Россия выступают за написание новой). Под запретом, в свою очередь, оказались темы реформы армии и службы безопасности (ООН хочет, чтобы она официально обязалась соблюдать права человека, Россия своего мнения на этот счет не высказывает), а особенно смены президента (свержение режима Асада было главной целью восстания, которую в разные моменты и в разной степени поддерживали ООН, Турция, Россия и другие основные иностранные участники конфликта).
Приехавший в Сочи главный переговорщик ООН по Сирии Стаффан де Мистура (Staffan de Mistura) делал хорошую мину при плохой игре и уверял, что решающую роль в любом случае играют ведущиеся под ооновским патронатом переговоры в Женеве. Кажется, убедить в этом ему не удалось даже самого себя.
Министр Муаллем запретил делегатам из Дамаска подавать руку заграничным коллегам, но избежать этого было легко, ведь те остались в аэропорту. Фотографам позировал Михрач Урал — командир проправительственной группировки, которая в самом начале войны устроила резню мирных жителей в Баниясе и Аль-Байде (среди прочих там погибло много детей). Под прицелом фотокамер Урал обменялся рукопожатием с бывшим вице-премьером (а сейчас «официальным» оппозиционером) Кадри Джамилем, которому, наверное, потом пришлось долго смывать со своей руки кровь.
Над фотографирующимися красовался логотип конференции: голубь мира с распростертыми крыльями, за которыми развевается флаг режима Асада. Россия практически сравнялась по цинизму с присутствовавшей на конференции Турцией, которая назвала свою операцию против курдов в сирийском кантоне Африн (в ее ходе погибло более 200 мирных жителей) «Оливковая ветвь».
Мирная конференция для торговцев
В атмосфере взаимопонимания представители сирийского режима быстро утвердили все то, что следовало утвердить, и делегаты, многие из которых приехали с пустыми чемоданами, отправились за покупками в сочинские магазины. Дамаск до сих пор страдает от дефицита и завышенных цен, так что мирная конференция стала особенно удачной для владельцев магазинов и авиакомпании «Шам Вингс», доставившей полторы тысячи делегатов в Сочи за государственный счет. Основная доля в ней принадлежит двоюродному брату Асада Рами Махлуфу.
Дружественную атмосферу нарушил только один инцидент: какой-то делегат крикнул, открывающему заседание Сергею Лаврову: «Прекратите бомбить сирийский народ со своих самолетов!». В период с воскресенья до среды в результате российских налетов погибло как минимум 35 человек. В снятом на телефон ролике видно, как к смутьяну подходит эскорт российского министра, тот цедит сквозь зубы: «В России принято говорить "пожалуйста"».