Смерть Сталина

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
При жизни он был богом. Но уже при Хрущеве «сталинская деспотия» была разоблачена. Сейчас же Сталин снова героизируется. Желая вновь сделать Россию сверхдержавой Путин переписывает учебники. Поэтому формулировки вроде «попрание исторических символов», «антироссийский заговор Запада» — вполне закономерные объяснения запрета нашумевшего фильма «Смерть Сталина».

«Когда умер Сталин, мне было 13 лет, — вспоминает один из россиян, посетивших несанкционированный показ фильма "Смерть Сталина" в Москве. — В свое время нам говорили, что Сталин — бог. Когда к власти пришел Горбачев, Сталина объявили убийцей. Теперь (в годы правления Путина) нам снова рассказывают, как он велик!»


В странах, где, как у нас, историю никогда не оставляют в покое и постоянно инструментализируют, где день вчерашний принимается за день сегодняшний и наоборот, «история», как глина, формируется в зависимости от того, в чьи руки она попадает.


Типичный пример — Сталин, снискавший славу одного из самых кровавых диктаторов в мире.


При жизни он был как «бог». Но еще до Горбачева, во времена пришедшего после Сталина Хрущева, «сталинская деспотия» была разоблачена (на знаменитом XX съезде Коммунистической партии) ради того, чтобы «начать все с чистого листа».


То есть, на самом деле личность Сталина — не секрет в его стране. Покровы тайн давно сняты. Но тем не менее в России «диктатор» снова героизируется. Я заметила это в свой последний приезд в Москву в начале 2010-х годов. Все вокруг было пропитано поклонением Сталину…


История, которая становится сказкой


Как это ни странно, поклонение Сталину не уступало почитанию последнего царя Николая II, которого низложила советская революция.


Последний российский император, ослепленный собственным величием, не смог увидеть приближающейся советской революции и был игрушкой в руках Распутина, отождествлялся с великолепием царского периода, при этом Сталин ассоциировался совсем не с ГУЛАГами. О нем говорили как о герое, который одержал победу во Второй мировой войне и сделал Советы «сверхдержавой».


Поэтому сейчас Путин, который желает снова сделать Россию «сверхдержавой» в мировой политике, пытается начисто переписать память о Сталине. Теперь в учебниках не упоминаются сталинские преступления. Словно этого периода вовсе не было. Среди русских с короткой памятью пропагандируется совершенно новая популярность Сталина.


Да так, что в проводимых опросах общественного мнения Сталин предстает как «исключительная личность» не только в российской, но и мировой истории.


Когда история перепроектируется с такой избирательностью и пропагандой, ее, как говорил Наполеон, можно легко превратить в «сказку».


По всем этим причинам фильм «Смерть Сталина» — одна из самых обсуждаемых картин этой зимы — не вышел в прокат в России за исключением одного-двух несанкционированных показов.


Путин и его окружение впервые за постсоветский период ввели запрет на показ фильма.


По одному только этому факту можно представить, в какой чувствительный сосуд попала своим острием эта кинолента.


Приближенным к Кремлю деятелям культуры и представителям Госдумы, которые обвинили создателей фильма в «попрании исторических символов» и дошли до того, что назвали картину «антироссийским заговором Запада», удалось в нашу эпоху интернета добиться принятия этого странного решения о «запрете».


Когда «врачи-террористы» были отправлены в ГУЛАГ


После всей этой шумихи невозможно было не посмотреть этот фильм. Как только в Италии он вышел в прокат, я посмотрела «Смерть Сталина» в первом попавшемся мне кинотеатре.

 


Я могу легко назвать его одним из лучших фильмов сезона. Юмор превосходный. Сюжет не имеет никакого отношения к русофобии. Сатире подвергается только «диктатура». И до самого конца высмеиваются «подхалимы власти».


Первая сцена открывается звуками музыки Моцарта.


Оказывается, Сталин очень любил этого композитора. Сталин внезапно решает позвонить организаторам концерта и требует его запись. Концерт, который подходит к концу, не записывался. Чиновники — в смятении от страха. Собирая случайных людей с улицы, они опять наполняют опустевший зал.


Пианистку «подкупают», чтобы она снова сыграла. Находят нового дирижера оркестра, который работает на грани фола. Производится запись, и пластинка доставляется Сталину. Но Сталин не успевает ее послушать. Глухой удар — и советский лидер, у которого случился инсульт, падает на пол.


Дальше — отдельная пантомима… Решают вызвать врача… но никого не могут найти. Потому что все ведущие врачи — и это реальный факт (!) — были упрятаны в тюрьмы или отправлены в ГУЛАГи за «членство в сионистской террористической организации». Наконец, когда смерть диктатора подтвердилась, в руководящем партийном аппарате начинается нещадная борьба за власть.


Здесь никто не доверяет друг другу, все друг друга ненавидят, и поскольку все одержимы погоней за властью, никто не скорбит о смерти Сталина. Фильм как нельзя лучше представляет империю страха, подхалимаж в коридорах власти и лицемерие. Обязательно посмотрите.

Обсудить
Рекомендуем