Интервью с бывшим министром иностранных дел и председателем Генеральной ассамблеи ООН Яном Каваном (Jan Kavan) на тему одностороннего провозглашения независимости Косово, с момента которого вот-вот исполнится десять лет.
— Časopis Argument: Как сегодня, по прошествии десяти лет, Вы оцениваете возникновение независимого государства Косово?
— Ян Каван: Я оцениваю это точно так же, как и десять лет назад, когда я заявил, что произошло нарушение международного права, нарушена революция Совета Безопасности ООН под номером 1244 и Хельсинкские соглашения. Также важно, что это событие создало крайне опасный прецедент. Говоря это тогда, я и не подозревал, что произойдет в Крыму, Южной Осетии и Абхазии.
— Являются ли Южная Осетия и Абхазия всего лишь искусственными российскими конструктами, которые никак не связаны с Косово и только «прикрывают» российские интересы на Кавказе?
— Я не знаком детально с ситуацией в Северной Осетии (так в оригинале, вероятно, речь здесь идет о Южной Осетии — прим.ред.) и в Абхазии, но нет сомнений в том, что у Российской Федерации там есть свои неоспоримые интересы. Но в момент, когда наше правительство признало одностороннее провозглашение независимости Косово, мы утратили всякое право критиковать провозглашение независимости Южной Осетии и Абхазии, чье руководство попросило у России военной помощи для защиты от грузинского вторжения. Россияне, разумеется, быстро ответили на просьбу и с удовольствием, ведь таким образом они преследовали собственные цели.
— Сразу несколько стран Европейского Союза, например Греция, Испания и Словакия, а также Сербия и Босния и Герцеговина не признают независимости Косово. Может ли этот вопрос стать камнем преткновения при расширении ЕС на Западных Балканах?
— Среди стран Евросоюза независимость Косово не признали не только Греция, Испания и Словакия, но и Кипр и Румыния. На первый взгляд, ясно, что все эти страны объединяют опасения, связанные с сепаратистскими настроениями в среде национальных меньшинств. В 2008 году испанцы, вероятно, больше всего боялись басков, а теперь не знают, что делать с попытками каталонцев добиться самостоятельности. Несомненно, на демократических выборах победили те политические партии, которые не хотят, чтобы Мадрид управлял Барселоной. Жестокие репрессии испанской полиции, которая несколько месяцев назад избила мирных каталонских избирателей, только усугубили ситуацию. Но Мадриду не грозят бомбардировки военными силами НАТО.
Я поддерживаю расширение Европейского Союза за счет Западных Балкан. Я поддерживаю вступление Сербии в Европейский Союз. Но ЕС не может шантажировать Сербию условием о том, что сначала она должна признать независимость Косово, то есть легитимизировать незаконное отторжение Косово от Сербии. Приштина и Белград должны вступить в ЕС одновременно, но на основании общей договоренности, а не под давлением ультиматумов. Подобное соглашение должно урегулировать взаимоотношения между Сербией и Косово так, чтобы хотя бы частично удовлетворить пожелания обеих сторон. Каждая из них чего-то лишиться и что-то приобретет. Однако решать должны политики и дипломаты, а не армия.
Кстати, я совсем не удивляюсь авторам Декларации о независимости Крыма, которые включили в свой текст ссылку на Косово, которое создало прецедент для отделения Крыма. Правительства, которые поддержали отторжение Косово от Сербии, лицемерят, раз не хотят таким же образом поддержать отторжение Крыма от Украины. В 2008 году Палата депутатов ЧР была права, призвав к диалогу и поиску приемлемого для всех решения проблемы Косово и Сербии. Права, в отличие от правительства ЧР, которое в мае того года признало одностороннее провозглашение независимости Косово.
— Продолжая тему расширения Европейского Союза на Западных Балканах за счет еще пяти стран, помимо Косово, хочу спросить, насколько удачна эта идея в современных условиях? Готов ли Евросоюз к дальнейшему расширению, или прежде ему стоит сосредоточиться на внутренней реформе?
— Я уже высказал свое мнение, что приветствую возможность для расширения Европейского Союза на Западных Балканах, если новые страны выполнят все копенгагенские и другие условия для вступления. Но при этом я признаю, что ЕС станет намного привлекательнее и сильнее, если сумеет внутренне реформироваться. Эта реформа должна принести радикальные изменения, которые сделали бы ЕС демократическим, то есть важнейшие решения в нем принимали бы не финансовые олигархи (преимущественно немецкие и французские банкиры), а избранные органы. Нужно значительно ограничить полномочия Европейской комиссии и расширить компетенцию Европейского парламента. Нужно усилить роль национальных парламентов, увеличить прозрачность при принятии решений и ужесточить контроль над коррупцией и политическим давлением. Хотя, наверное, вы спрашивали меня о Косово, а не о Европейском Союзе, потому что это долгий разговор.