Россия не может позволить себе потерпеть поражение в Сирии. Она поставила на карту свой престиж. Поражение будет означать провал плана «большой мести», с которым Владимир Путин пришёл в Кремль и который он поначалу скрывал за своей улыбкой, ожидая подходящего времени для его реализации. Месть силам, благодаря которым Советский Союз стал прошлым. Месть за мир с единственной сверхдержавой. За продвижение НАТО к границам Российской Федерации. За «цветные революции» и гражданское общество. А также за все виды мягкой силы, которые не нуждаются в разрешении на пересечение границ.
Россия не может потерпеть поражение на сирийской территории. Речь идет о ее статусе на международной арене, дипломатической мощи и престиже ее армии. О ее имидже надежного союзника, на которого можно опереться во времена невзгод. Провал же будет означать крах российской мечты о восстановлении своего международного статуса и принуждении Соединенных Штатов к тому, чтобы они достойно относились к странам, пострадавшим от распада Советского Союза.
Успех в Сирии будет значить для Москвы возможность навязать игрокам политическое урегулирование, которое соответствует ее видению. Этот вопрос далеко не прост. Чем больше Москва пытается навязать решение, которое подходит ей, тем сильнее ее желание идти ещё дальше в поисках победы, которая положит конец боевым действиям в Сирии. Окончательное урегулирование сопряжено со многими трудностями, не говоря уже о том, что оно требует высоких издержек. В последние месяцы обеспокоенность России усилилась, поскольку Вашингтон решил оставить в прошлом приверженность российскому решению и вернуться к самостоятельной политике на сирийской арене.
Однако это вовсе не означает, что Россия не добилась больших успехов на сирийской территории. Есть те, кто считает, что Москва использовала сирийский пожар, чтобы навязать всем фундаментальные изменения на международной арене. Сирийская трагедия продемонстрировала, что мир единственной сверхдержавы существовал недолго. Россия осуществила свою угрозу насчет того, что не позволит повториться событиям, подобным тем, которые привели к свержению режима Саддама Хусейна, а затем режима Муаммара Каддафи. Она также осуществила свою угрозу касательно того, что не позволит Западу воспользоваться неясностью (созданной преднамеренно) вокруг резолюций Совета Безопасности с целью применения силы против режима, который включен в список врагов западных стран, как это произошло в Ливии.
В начале кровавых событий в Сирии Путин принял арабского гостя. Он сказал последнему, что многие люди ошибаются, поскольку считают, что Россия защищает в Сирии конкретного человека или семью. Он также сказал, что большая продолжительность пребывания у власти приводит к накоплению ошибок. В то же время Путин подчеркнул, что вопрос о том, кто должен управлять Сирией, должен решить сам сирийский народ, а не внешние игроки, будь то с применением «жесткой» или «мягкой силы». Таким образом, можно сказать, что российский президент осуществил свои угрозы также и в этой сфере.
Во время сирийского кризиса Путин продемонстрировал, что не подвергается серьезному давлению со стороны внутренних сил страны. Прежде чем начать действовать за рубежом, чтобы реализовать свой план, он установил контроль на внутренней ситуацией. Он вернул мощь российской армии, ее престиж, ужесточил контроль над бизнес-кругами и средствами массовой информации. Ему не нужно беспокоиться об общественном мнении. Положение российского лидера резко отличается от положения его западных коллег. Его не смущают трагические кадры, приходящие из Сирии. Лояльные ему средства массовой информации могут быстро представить разрушенные больницы как дело рук террористов, даже если они были уничтожены в результате ударов российских или сирийских ракет. Путин максимально использовал то, что произошло с имиджем Соединённых Штатов после известной истории с «красными линиями». Политика Обамы положила начало снижению роли США в Сирии. Сегодня Москва делает ставку на сражение, которое, судя по всему, начнётся уже скоро. Очевидно, что Иран усиливает давление на Хайдера Аль-Абади, требуя полного ухода Америки из Ирака. Вывод войск из Ирака также ускорит уход американцев из Сирии, где их присутствие было обусловлено борьбой с «Исламским государством» (запрещена в РФ — прим. ред.) в Ираке.
На указателе написано «сирийская оппозиция», а медведь говорит «Террористы!»
Путину также удалось продемонстрировать ограниченность влияния НАТО, у которого нет желания участвовать в сирийском кризисе. Вторая по численности армия в альянсе — это турецкая армия, а Анкара является одним из спонсоров сочинского процесса. Турецкая армия сражается в Африне, так как получила зеленый свет от России, и теперь член НАТО, Анкара будет защищать своё воздушное пространство при помощи российских ракет.
Путин также сумел изнурить сам Совет Безопасности. Его постоянный представитель держится за право вето и накладывает его на любое решение, которое может помешать реализации российского плана в Сирии. Российскому представителю разрешено принимать резолюцию только после того, как исчерпано ее изначальное содержание и внесены положения, в соответствии с которыми российские и сирийские силы имеют право применять военную силу «против террористов».
Нет никаких сомнений в том, что террористические группировки продолжат свое существование на территории Сирии, однако Россия, которая хочет уничтожить их, в то же время пытается заставить оставшуюся часть сирийской оппозиции следовать российскому решению, которое, несмотря на приверженность иранским интересам, стремится учесть озабоченность Израиля.
Опытный дипломат идет еще дальше. Он считает, что то, что происходит на территории Сирии, выходит за рамки этого государства, и что продолжающаяся трагедия сирийского народа несет в себе черты нового международного порядка, в котором определённые силы смогут занять более видное место. Соображения стабильности перевешивают выгоду от изменений, демократии, прав человека и чаяний гражданского общества. Дипломат отмечает упадок ООН и утрату мирового лидерства западными странами, снижение влияния популярных групп давления, демонстраций и средств информации. Считается, что Сирия является отправной точкой для создания нового регионального порядка. Трагедия заключается в том, что очертания этого нового порядка окрашены кровью сирийских мирных жителей. Новые очертания нарисованы сирийскими красными чернилами.