Ансари: «Россия должна играть более эффективную роль в урегулировании кризиса в Персидском заливе».
Исследователи, принявшие участие в сессии «Кризис в Персидском заливе: может ли Россия играть роль посредника?», пришли к выводу, что в настоящее время созданы все условия для того, чтобы Россия сыграла конструктивную роль в регионе, в частности, речь идёт о посредничестве в урегулировании различных конфликтов и кризисов, самым важным из которых является кризис в Персидском заливе. Участники отметили, что снижение активности Соединенных Штатов в регионе представляет собой возможность для «русского медведя» погрузиться в эти проблемы и помочь в их решении.
Маджид Аль-Ансари, профессор политической социологии Университета Катара, рассказал о взаимоотношениях между государствами Персидского залива и Россией.
По словам Аль-Ансари, Россия должна заполнить американский вакуум в регионе и получить стратегическое преимущество, выступив в роли эффективного политического посредника в урегулировании кризиса в Персидском заливе, началу которого способствовал альянс Саудовской Аравии и Эмиратов, стремившиеся навязать свой контроль над регионом.
«Россия может превратиться в экономического партнера и вместе со странами региона стремиться к тому, чтобы разрушить связь между нефтью и газом и создать независимый газовый рынок, а также установить на нем баланс, чтобы он играл роль сдерживающего фактора в региональных конфликтах», — отметил Аль-Ансари.
Он добавил, что это может произойти, если России удастся устранить причины разногласий, существующих между ней и странами региона, прекратив оказывать абсолютную поддержку Ирану и используя отношения арабских и других мусульманских стран с мусульманами внутри и за пределами России для достижения своих интересов. В России проживают 20 миллионов мусульман, поэтому прекращение бомбардировок и завершение войны в Сирии может изменить имидж страны в регионе, который даже хуже, чем у Соединенных Штатов.
Эксперт подчеркнул, что Россия полагалась на Иран в ходе вмешательства в дела региона, поэтому некоторые ближневосточные страны стали воспринимать Москву как игрока, который поддерживает только одну, а не все стороны конфликта.
Что касается нынешних региональных возможностей России, то Аль-Ансари полагает, что вакуум, созданный администрацией Трампа в регионе, может стать фактором активизации российской роли в решении различных ближневосточных проблем. Он отметил, что российско-турецкие отношения — это отличная возможность для Москвы в регионе. К примеру, Россия начала дистанцироваться от позиции Запада по палестинскому вопросу, и поэтому может рассматривать эту проблему с двух точек зрения, в отличие от Соединенных Штатов. Россия также может установить границу между Ираном и Западом, как это сделала Британия прежде.
Исследователь призвал Россию выйти за рамки соображений о быстром выигрыше в пользу стратегических приобретений в кризисе в Персидском заливе. Он отметил, что каждая из стран Персидского залива представляет интерес друг для друга, поэтому они нуждаются в посреднике. Соединенные Штаты долгое время играли эту роль, однако сегодня Россия может вмешаться с целью урегулирования кризиса. По словам Аль-Ансари, давление на российский режим с целью прекращения войны в Сирии является первым шагом для России на пути улучшения своего имиджа в арабском мире, после чего ей потребуется также предпринять другие шаги, чтобы завоевать регион.
Со своей стороны, сотрудник Российского совета по международным делам, аналитик по России и ее стратегии на Ближнем Востоке и Северной Африке Юрий Бармин считает, что одной из самых главных причин, по которой Россия стала ведущим игроком в регионе, является ее влияние в Сирии. Однако вопреки мнению некоторых наблюдателей за пределами сирийской территории у неё нет инструментов, чтобы играть такую же активную роль.