Интервью с Михаилом Ходорковским: «Я знаю свои риски»

Лондон. Офисное здание в дорогом районе Мейфэр. На улице идет снег. В здании немного сквозит (английские окна!).

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Я же не с обычными бандитами нахожусь в контрах, а с человеком, который распоряжается ресурсом целого государства. Я прекрасно понимаю, что если Путин даст команду, то мне будет очень трудно защититься. Если он примет решение, то только счастливое стечение обстоятельств может мне помочь. Я десять лет жил в условиях, в которых от меня могли легко избавиться. Я знаю свои риски.

Михаил Ходорковский (54), один из самых известных противников Владимира Путина, входит в кабинет. Ходорковский (синяя рубашка-поло, часы фирмы «Apple») спрашивает журналистов о большой коалиции в Германии. Затем сам становится предметом разговора.


BILD: Михаил Борисович, вы однажды были самым богатым человеком России, потом отсидели десять лет в тюрьме, а сейчас живете в Лондоне в эмиграции. Как Вы себя чувствуете?


Михаил Ходорковский: Хуже, чем 15 лет назад, но лучше, чем 5 лет назад.


— Вы все еще относитесь к самым резким критикам Путина. Вы не боитесь?

 

— Я же не с обычными бандитами нахожусь в контрах, а с человеком, который распоряжается ресурсом целого государства. Я прекрасно понимаю, что если Путин даст команду, то мне будет очень трудно защититься. Если он примет решение, то только счастливое стечение обстоятельств может мне помочь. Я десять лет жил в условиях, в которых от меня могли легко избавиться. Я знаю свои риски.

 

— Вам нужен дегустатор, когда Вы идете в ресторан?

 

Когда я иду в ресторан, то дегустатором выступает моя жена. (смеется)


— Как Вы справляетесь с тем обстоятельством, что Вы не можете вернуться на свою родину?

 

— В последние десять лет, которые я провел на родине, я мог общаться с моей родиной только через экран телевизора, по почте или через стекло. В Москве я видел в окно уголочек неба и зал судебного заседания. В лагерях я видел колючую проволоку. По этим впечатлениям от родины я совершенно не страдаю. Ощущение оторванности от родины перегорело за эти десять лет.


— Что бы Вы сказали Путину при встрече?


— Все, что мы друг другу хотели сказать, мы уже сказали. Что мне сказать 65-летнему президенту, который правит страной на протяжении 18 лет? Сказать ему, что с каждым годом у власти риск все больше и больше? Это он и сам знает.


«Я протестую против этих невыборов»


— Почему риск для Путина увеличивается?


— Когда Путин пришел к власти, ему было 47 лет. Он для государственного аппарата представлял определенную гарантию. В свои 65 лет эта гарантия уже намного меньше. С одной стороны, люди боятся нынешнего вождя. С другой стороны, люди начинают искать, кто же будет следующим гарантом. Это называется кризисом двойной лояльности.


— 18 марта пройдут президентские выборы. Кому Вы отдадите свой голос?

 

— На моем бюллетене я написал, что я протестую против этих невыборов. Кремль играет хитрую игру с избирателями. Кремль ведет хитрую игру с электоратом. Он привлекает на участки своих избирателей и отталкивает от участков противников. Их ролики зовут на участки тех, кто против черных, геев и коммунистов. Другие ролики пропагандируют Путина как единственную защиту от войны. Это было бы смешно, если бы не было так грустно.


— Министр иностранных дел Зигмар Габриэль постоянно поднимает вопрос о постепенном снятии санкций в отношении России. Было бы наивным полагать, что путем отмены санкций можно было бы усмирить Путина?


— Если санкции будут убраны, Кремль это истолкует как свою победу. Но если же центр тяжести санкций будет смещен со страны на ответственных лиц из приближенных кругов Путина, тогда Кремль вряд ли сможет использовать это в своих целях.


«Это большой талант Путина»


— Бывший канцлер Германии Шредер работает на государственный концерн «Роснефть». Как Вы это расцениваете?


— У меня даже как-то не поворачивается язык осуждать Шредера, потому что я понимаю, почему он чувствует себя обязанным Путину. Об этом тяжело говорить и психологически очень тяжело избавиться.


— Из-за усыновленных детей из России?


— Да, да. Это большой талант Путина. Он находит у каждого человека эту точку и в эту точку прямо лезет. Это конкретная функция вербовщика КГБ, этому он специально обучался.


— Когда Путин закончит войну в Сирии?


— Путин в свое время начал войну, чтобы вернуться за стол переговоров с Западом и как равный. Но сейчас он уже не может завершить эту операцию, так как с тех пор там возникла куча других интересов. Кто-то зарабатывает на договоренностях с Асадом в отношении месторождений, кто-то на торговле оружием, кто-то на распиле российского бюджета. В результате, это стало осуществлением бизнес-интересов, которые он уже не контролирует.


— Государственный телеканал Russia Today смотрит на это по-другому…


— Russia Today — это инструмент кремлевской пропаганды. Он точно бьет в ту часть европейских и американских зрителей, которые мыслят конспирологически и считают, что им никто не говорит правду. Russia Today дает им все, чтобы еще больше удалить их от общества.

Обсудить
Рекомендуем