Несмотря на все ошибки и провалы прошлого, тот, кто намерен со всей серьезностью продвигать договоренность между двумя народами в Эрец Исраэль (буквально «земля Израиля», историческая страна еврейского народа, — прим. ред.) (а другого выбора просто не существует), должен сформировать нарратив примирения, который основывается не на невежестве и пренебрежением каждой из сторон к чувствам другой, а, напротив, на осознании особой чувствительности как израильтян, так и палестинцев — в их отношении к этой земле. К сожалению, грубые и невежественные, граничащие с антисемитизмом, заявления, произнесенные недавно Абу-Мазеном (Махмуд Аббас — президент Палестинской автономии, — прим. ред.) в Рамалле, свидетельствуют о глубочайшем непонимании палестинцами израильской стороны и еврейского народа в целом.
Абу-Мазен заявил однажды об этом публично в отношении Цфата (город в Северном округе Израиля, один из четырех священных городов для евреев, наряду с Иерусалимом, Тверией и Хевроном — прим. ред.) — на него обрушилась лавина критики и негодования. Но палестинцы знают, что они не вернутся в пределы суверенного государства Израиль. Не случайно ХАМАС не удается мобилизовать «миллионы» для своих провокаций на границе с Газой. Однако палестинцы будут по-прежнему чувствовать историческую связь с Яффо, Лодом и Рамаллой, с деревнями, оставленными в 1948 году.
Мы, израильтяне, должны понимать эти чувства. Следует отличать «право» от «реализации права». Примирение между народами возможно лишь тогда, когда обе стороны с уважением будут относиться к чувствам друг друга и связи каждого с этой землей.