Не наша война — не наш День Победы

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Мы можем отождествлять себя только с партизанами, действовавшими во имя Литовской республики, а любые военные части оккупантов не имеют ничего общего с нашей страной. Мы не можем праздновать 8 или 9 мая 1945 г. как День Победы, поскольку война завершилась только 31 августа 1993 г., когда из Литвы убрались последние военные оккупировавшей Литву страны.

Я не читаю смски моей жены, не вламываюсь в почтовые ящики соседей, поэтому письма президента не буду читать из принципа. Если бы в них было что-то важное для всех нас, из-за чего могла бы развалиться политическая система, а саму Далю Грибаускайте ждала бы судьба Роландаса Паксаса, то об этом сообщили бы те, кто первый об этом узнал. А сейчас это чтение — это просто удовлетворение любопытства, заглядывание из-за занавески в чужую кухню и возмущение тем, что там стоит горя немытой посуды.


Тем более, что такой конец весны, когда природы пытается наверстать упущенное во время борьбы с зимой: еще не отцвели сливы и вишни, а на яблонях уже появились цветы, тут же распустилась и сирень, на полях желтеют одуванчики, а по вечерам птицы состязаются в пении с лягушками. Среди всего этого майского великолепия зелени нет места грусти и сомнения в том, что через несколько месяцев закончится и лето.


1 мая я не успел поздравить читателей левых взглядов с их праздником, но как иногда говорят, лучше поздно, чем никогда. Когда, скашивая траву, я напарываюсь на кучу собачьих экскрементов, весенние запахи во дворе приобретают новые нотки. Такое сравнение очень подходит и к празднику Первомая, соединяющему в себе советский навоз и литанию работящего Св.Иосифа, и скучные речи сытых усатых деятелей профсоюзов.


Как ни стараешься, но не можешь отмежеваться от связи с преступлениями коммунистов, российской социал-демократической партией труда (большевиков), Лениным и Львом Троцким и Иосифом Сталиным, Мао и красными кхмерами, которые так или иначе были настоящими создателями левой идеологии и воплотили ее на практике, но в отличие от современных оппортунистов, предавших рабочий народ и сосредоточившихся на представлении интересов меньшинства и маргинальных групп общества в буржуазном госаппарате.


Могут ли те, кто утратил веру в роль пролетариата и отказался от революционной борьбы, называться себя левыми? Называйте себя как хотите, только главное — не отказывайтесь от важной для левых традиции посвящать большую часть сил выяснению отношений между собой, чтобы выяснить, какая из партий, Гедиминаса Киркиласа или Гинтаутаса Палуцкаса, — настоящие социал-демократы.


Уже на подходе и другая важная дата — 9 мая, День Победы в Великой Отечественной войне. Хотя на самом деле эта война завершилась днем раньше, а войну во всем мире называют Второй мировой, а СССР, который сделал эту победу сакральной, прекратил свое существование в 1991 г. Кстати, СССР в начале войны выступил не как жертва, а как агрессор, когда вместе с нацистской Германией напал на Польшу.


Но разве это волнует, скажем, русского, который живет в Латвии, и в мае прошлого года на старом BMW написал название танка Т-34 и лозунг «На Берлин!». Он ехал и размахивал российским флагом. За этот флаг во время ВМВ НКВД его расстрелял бы, а вернули его прозападные демократы во главе с Борисом Ельциным. Вопрос в том, как мы здесь в Литве должны реагировать на сограждан, которые отмечают 9 мая, остается актуальным. Чем больше мы отмежевываемся от этой даты, тем легче кремлевской пропаганде представлять страны Балтии как возродившихся союзников нацистов, которые в ответе за Холокост и жаждут еще раз надеть на своих юношей униформы СС и послать их на Восточный фронт.


Такая пропаганда хорошо действует внутри России, в одно смешивают немцев времен ВМВ, сегодняшний Альянс, украинцев, грузин, страны Балтии… Хорошо запуганные своей властью россияне перенесут все невзгоды и воров путинского режима у себя на шее, ведь самое главное, чтобы не было войны. Однако мы сами не обязаны допускать утверждения в публичном пространстве такой фальсифицированной интерпретации истории.


Во-первых, это было бы нечестно по отношению ко всем гражданам Литвы, которые стали жертвами войны, независимо от того, когда их расстреляли — во время первой советской оккупации, Холокоста, или после войны в лесах, где они оказывали сопротивление оккупантам, или умерли от голода и холода в ссылке. В смертельной схватке между двумя агрессорами Второй мировой войны — ни один из них не был лучше другого, а победа или поражение не перечеркивает их военные преступления.


Мы можем отождествлять себя только с партизанами, действовавшими во имя Литовской республики, а любые военные части оккупантов, как бы не старались они называть их «литовскими», не имеют ничего общего с нашей страной. Мы не можем праздновать 8 или 9 мая 1945 г. как День Победы, поскольку ВМВ здесь завершилась только в 23.45 ч. 31 августа 1993 г., когда из Литвы убрались последние военные оккупировавшей Литву страны.

 

Обсудить
Рекомендуем